Тук, тук, сердца стук
Текст: Жаннат Идрисова
Фотография: с сайта kinopoisk.ru
Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о вышедшей в прокат драме Бориса Хлебникова «Аритмия».
У фильма «Аритмия», взявшего Гран-при последнего «Кинотавра», очень светлое, но неопределенное послевкусие. После того, как в зале зажигается свет, можно еще несколько минут сидеть в зрительском кресле и без иронии размышлять, о чем же история и каков ее стержень. Не исключено, что кого-то посетит инсайт, вроде: «Кино о буднях российского супермена». И это близко к истине, хотя и не полная правда.
Наше время, наша страна. Место действия — город, не Москва, хотя напоминает ее скверами и, самое главное, пробками на дорогах. Герои, соответственно, не москвичи, однако похожи на многих жителей столицы стремительностью и легким налетом цинизма. Что не удивляет, ведь почти все персонажи — медицинские работники.
Олег (Анатолий Яценко) — врач «скорой помощи». Ему мало равных в профессии: умеет быстро поставить диагноз, оказать первую помощь, утихомирить и тех пациентов, что готовы подраться и тех, что способны занудством выесть мозг врачу. Он действительно местный супергерой, способный выиграть сражение у зловещей старухи с косой. В одной из первых сцен он показан еще и находчивым юмористом — мечта, а не мужчина.
Фотография с сайта kinopoisk.ru
Его жена Катя (Ирина Горбачева) видит супермена «скорой помощи» с другого ракурса. Вот во время поездки ее муж, слегка пьяный, буднично бросает: «Притормози где-нибудь, поссать надо». Малую нужду справляет прямо на обочине, не прячась от глаз жены. Через некоторое время просит заехать в магазин — за новой дозой спиртного. Еще через полчаса на семейном празднике напивается до положения риз. Катя наблюдает за всем этим внешне спокойно, лишь грусть в больших выразительных глазах выдает ее боль. Такая печаль присуща женщинам, которые еще не разлюбили окончательно, хотя и близки к этому. Именно потому ее СМС-ка Олегу — «Нам надо развестись» — это не предложение, не утверждение, а скорее, вопрос. Банальная, казалось бы, сцена объяснения, где она, едва не плача, жалуется на недостаток тепла с его стороны, а он по-мужски грубовато отрезает: «Ну, пошли мудацкие рыдания!», сыграна актерами блестяще, она многое проясняет и еще больше сулит, и в обещаниях не обманывает.
Казалось бы, все понятно, семейный кризис, спровоцированный полной притиркой и отсутствием каких-либо секретов друг от друга, что особенно интересного мы увидим?
Но перед нами развернется нешуточная борьба нашего супермена за свою любовь, и антагонистов у него будет несколько, включая его самого и, самое главное, систему, в которой он работает. Воплощение темной стороны этой системы — новый амбициозный главврач Виталий (Максим Лагашкин). Он пытается ввести свои методы работы, которые хороши не столько для оказания помощи больным, сколько для обеспечения собственной безопасности. «Если пациент при смерти, главное, чтобы он умер не под тобой» (то есть, не в момент медицинских манипуляций), — эти слова начальника поражают даже видавших виды работников «скорой».
Однако главврач — неоднозначное зло, он, скажем так, объемен, играет полутонами и временами даже вызывает симпатию. И только ближе к финалу, в явном противостоянии с Олегом его суть раскрывается полностью.
Именно битва с бессердечной (в прямом и переносном смысле) системой поможет Олегу, наконец, осознать, что есть главная ценность в его жизни, что достойно внимания, что нужно беречь как зеницу ока.
Не думайте, однако, что прочитав рецензии — эту, другие, — вы уже ничего не откроете для себя в зале. Конечно, не будет откровением отличная работа Анатолия Яценко, Ирины Горбачевой, других актеров (в «Аритмии» очень крепкий состав, на высоте даже участники эпизодов), — от них и не ждешь меньшего. Разумеется, как должное будут приняты различные составляющие достойного кино: уместный юмор, драматические моменты, когда зритель может полностью эмоционально слиться с героем, хорошие диалоги. Но с некоторым удивлением и радостью воспринимаешь заключительные позитивные кадры, оптимизм, на который, казалось бы, надеяться и не стоило. И этот свет надежды не позволит даже ярым критикам обвинить авторов в воспевании «чернухи».
Как и во всяком достойном внимания фильме, в «Аритмии» есть и недостатки. Например, в конце достаточно неспешная, размеренная история довольно стремительно схлопывается. И, хотя все вроде бы ясно — с учетом домысливания, — некоторая растерянность зрителя все же накрывает.
Да, если вернуться к сути картины, — она в большей мере все-таки о любви. О важности понимания. О трудном, но необходимом диалоге сердец.