18+
12.04.2017 Тексты / Интервью

​Алексей Леонов: «Время первых» — правдивый фильм

Беседовала Жаннат Идрисова

Фотография: kremlin.ru

Прославленный летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов в эксклюзивном интервью Rara Avis рассказал, в чем главная ценность фильма «Время первых», что в нем отличается от реальности и о чем можно снять отдельное кино.

— Алексей Архипович, поздравляю вас с выходом фильма, рассказывающего об одном из главных событий в истории мировой космонавтики, вашей жизни — о вашем первом полете, выходе в открытое космическое пространство. Как вы считаете, почему так долго не снимали такую по-настоящему героическую историю?

— Понимаете, такой фильм должен быть правдивым, без выдумки. И с этим были сложности. В нашей ведь социалистической системе техника будто бы никогда не отказывала. А если с людьми, с пилотами что-то случалось, то об этом никто ничего не говорил. Так все и считали, что мы слетали, сели, картошки поели, молоком запили, на даче обкома партии отдохнули три дня...

— А на самом деле?

— А на самом деле после посадки сидели в тайге. А до этого, перед нашим полетом был запущен беспилотный корабль. Он взорвался. Мы продолжали готовиться. Кстати, никогда и нигде мы не говорили, что нас американцы могут обогнать. Говорили Сергею Павловичу (Королеву — RA): «Мы работаем, мы прошли все, начиная с чертежей, физически готовы, порядка 3000 аварийных ситуаций проработали...» А он сказал: «А вот в полете будет 3001-я и 3002-я». Так оно и получилось. Сложные моменты, которые были, — и на грани жизни и смерти, и другие, не были предусмотрены никакими документами.

А как было в 60-е годы, когда мы строили усиленно коммунизм? У нас такой вот корабль аварийный, а мы-то говорим, что ой-ой какие молодцы! А еще завистников хватало — тех, кто не хотел говорить о хорошем.

В реальности было еще страшнее

— То есть сейчас лучший момент для «Времени первых», для того, чтобы открыть истину?

— Да. Стоял вопрос о том, чтобы воссоздать то, что было, рассказать всю правду. Я согласился в этом участвовать (Алексей Архипович был главным консультантом фильма — RA), несмотря на то, что понимал: это займет много времени. Авторам нужно было создавать макеты кораблей, каких уже нет. Решить вопрос невесомости. Они блестяще справились. Была полная иллюзия того, что это снято в космосе, хотя на самом деле все сделано в студии, с применением мощной подвески, которую никто не видит.

Достоверность получилась очень большая. Ничего не выдумано, все построено на фактах.

— Неужели нет никаких расхождений с действительностью? Не верится...

— Есть (улыбается). В реальности было еще страшнее. Помните, в начале фильма самолет выходит из строя при запуске двигателя? На самом деле это произошло в полете: лопнула трубка гидросистемы, вышла вся гидравлика из строя, шасси перестало выходить. Полет в сложных условиях — в облаках. Но это же невозможно на экране показать.

Плюс потом загорелась лампочка «Пожар». Двигатель не горел — сигнал был ложным, но я-то не знал об этом. А катапультироваться нельзя было. Выключил двигатель и приземлился еще до взлетной полосы. В фильме это показано, но почему я так поступил — не совсем понятно. Потому что в реальности я выключил двигатель. Это страшнее.

Этот фильм и отличается от похожих тем, что в нем ничего не преувеличено, наоборот, кое-что сглажено

— И в полете было сложнее, чем показано?

— Да. Но режиссер и актеры хорошо показали, как мы боролись. Было так называемое закислораживание объекта. Еще перед полетом Юрия Гагарина в похожих условиях, при испытаниях в сурдобарокамере, погиб летчик Валентин Бондаренко. В камере система жизнеобеспечения была построена на повышенном уровне кислорода. По нелепой случайности вспыхнул небольшой огонь, и наш товарищ сгорел.

А у нас был более высокий, чем в сурдобарокамере уровень кислорода. Нам поступила команда с Земли — выключить свет, не дергаться, отрегулировать влажность, температуру. Если бы была хоть одна искра, то все бы превратилось в такую бомбу... Мы это знали, с этим боролись, но как об этом в кино рассказать? Невозможно. Повторю, на самом-то деле еще хуже было. Этот фильм и отличается от похожих тем, что в нем ничего не преувеличено, наоборот, кое-что сглажено.

— Вашим близким картина понравилась?

— Банально было бы сказать: «Понравилась». Мои близкие, друзья многое об этом знают. Приняли фильм хорошо. А Татьяне Филипповне Беляевой, жене Павла (Павла Беляева, командира экипажа — RA), показалось, что недостаточно ярко показана его роль как командира корабля. А ведь миссия командира заключалась в том, чтобы обеспечить выполнение главной задачи. Он все время отслеживал, как она выполняется. Говорил: «Делай то-то и то-то». А как это по-другому подать?

— Странно. Я, например, лишь после просмотра «Времени первых» всерьез заинтересовалась фигурой Павла Ивановича. Кстати, в фильме есть момент, когда он говорит, что во время войны с Японией у него был только один боевой вылет...

— Дело в том, что он действительно сделал один боевой вылет на прикрытие. А потом война кончилась. Но я рассказывал авторам фильма один случай, очень достойный. Правда, они не стали его снимать. Однажды во время патрулирования над Японским морем у самолета Павла Ивановича отказал бензонасос. Инструкция предусматривала качать бензин вручную. А самолет был дальнего сопровождения, ЛА-11, у него двигатель — 1960 лошадиных сил. И надо было вручную качать. Ясно, что вся эскадрилья взяла курс домой. А он один остался. На аэродроме уже летчики наполнили стаканы, чтобы его помянуть. Шутка ли — 500 километров от берега. Все, думают, крышка. И вдруг из облаков выскакивает самолетик! Шасси выпустил. Сел благополучно на землю. Беляев остался жив, довел самолет. Но как все это показать в фильме? Это надо 20 часов. Такие вот сложности воссоздания.

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

​И еще раз «Про любовь»

Жаннат Идрисова

​«Выживший». Месть приказала дольше жить

Жаннат Идрисова

​«В центре внимания» — сиди и смотри

Жаннат Идрисова

Эксперты: Спецрепортаж — не документалистика!