18+
13.10.2017 Тексты / Авторская колонка

​«Царь Борис» в Малом театре

Текст: Фазир Муалим

Фотография: из архива автора

Поэт и театральный критик Фазир Муалим о калошах счастья и возрожденном «Царе Борисе» в Малом театре.

Вот бы прилетела фея Счастья из сказки Андерсена и подарила пару калош — о, я знаю, что с ними делать. «Калоши эти обладают свойством переносить каждого, кто наденет их, в то место или в условия того времени, которые ему больше всего нравятся». Я надел бы их тут же — и вот: я в Малом театре пятидесятых годов. Хоть издали с галёрки увидеть и услышать любимых актеров! Турчанинова, Рыжова, Яблочкина, Зубов, Пашенная, Шатрова, Ильинский, Зеркалова, Жаров — можно долго перебирать имена, пока всю тогдашнюю труппу не перечислишь.

Однако мне является фея Яви из реальной жизни, выносит меня из мечтаний и возвращает в Малый театр сегодняшнего дня. Идет премьера спектакля Владимира Бейлиса «Царь Борис».

К 200-летию Алексея Константиновича Толстого восстановлена постановка 1993 года, которая шла почти два десятка лет. Некоторые актёры, игравшие в первой версии, ушли из жизни (Коршунов, Марцевич, Анненков, Потапов, Овчинникова, Седова), другие вышли из возраста своих героев (Подгородинский, Вершинин). А третьи и через двадцать лет в обновленной версии исполняют те же роли (Полякова, Чуваева, Езепов, Еремеев).

К трилогии Толстого Малый театр впервые обратился в 1868-м году. Для бенефиса актера Шумского, любимого ученика М.С. Щепкина, была поставлена пьеса «Смерть Иоанна Грозного». С 1899-го года на сцене Малого идет спектакль «Царь Борис» с увертюрой и антрактами Калинникова, с Александром Сумбатовым-Южиным в главной роли. А центральная часть трилогии пьеса «Царь Федор Иоаннович» поставлена уже в поздние советские годы, в 1973-м, режиссером Борисом Равенских. Музыку к спектаклю написал Георгий Свиридов. На роль царя Федора тогда был приглашен Иннокентий Смоктуновский, но после его ухода во МХАТ, роль перешла к Юрию Соломину и Эдуарду Марцевичу.

В девяностые годы на сцене Малого театра шли все три пьесы трилогии Толстого. Но, как я уже сказал, старились и уходили актеры — и спектакли сходили с подмостков.

И вот теперь возвращаются. Юрий Соломин, художественный руководитель театра, говорит: «Очень хотелось восстановить все три спектакля, но пока получилось вернуть на сцену только последний».

В обновленной версии также звучит музыка Георгия Свиридова; художником Александром Глазуновым восстановлены декорации Иосифа Сумбаташвили.

Малый театр <...> не спускается в зал к зрителю, а зрителя тянет к себе

Царя Бориса играет известный актер Валерий Афанасьев, недавно принятый в труппу. Это его первая роль в Малом театре.

Нельзя сказать, что Борис Годунов как историческая личность или художественный персонаж может вызвать симпатии (по крайней мере, у меня никогда не вызывал) — детоубийца. Однако в исполнении Афанасьева он располагает к себе; к нему испытываешь сочувствие и сострадание. И дело тут не только в хорошей игре актера. Я вдруг поймал себя на том, что вижу Годунова глазами его детей — царевича Федора (Сергей Ефремов) и царевны Ксении (Аполлинария Муравьева). Раньше, когда я смотрел спектакль или читал эту пьесу, линия царских детей и их взаимоотношений с женихом Ксении датским герцогом Христианом (Александр Дривень) как-то воспринималась всего лишь фоном, проходила мимо, не оставляя следа в сердце, а тут она становится чуть ли не основной. И вся трагедия царя оказывается в том, что его же собственные дети, любя и жалея его как отца, осуждают совершенное им преступление. А научает их «немчина», считает царица Марья Григорьевна и потому старается развести своих детей с датским герцогом: «Ты разве сам не видишь? Жених с детьми толкует целый день; те слушают. Сомнение на них уж он навел. Пожди ещё немного и скоро всё они узнают». Марью Григорьевну играет, как и двадцать лет назад, Татьяна Лебедева.

Ещё одна актриса, сохранившая за собой прежнюю роль — Людмила Полякова. Без преувеличения великая трагическая актриса. Если, конечно, в современном мире допустимо предполагать величие. На самом деле, когда собирался на этот спектакль, я рассуждал так: понравится — хорошо, а не понравится — хотя бы посмотрю на Людмилу Полякову. Послушаю монолог царицы Нагой, инокини Марфы, матери убитого царевича Дмитрия, потом — диалог-дуэль с царем Борисом и в конце, когда ей покажут убийцу сына — выкрик раненой птицы: «Она! Она! Прочь! Прочь её возьмите! Кровь на её руках! Кровь Дмитрия». Крик или вой актрисы на сцене (именно актрисы) меня завораживает, как стихия.
Другая интересная роль — Луп-Клешнин в исполнении Вячеслава Езепова. Замечательного актера Малого театра. Но кто видел прежде в этой роли столетнего Николая Александровича Анненкова, тот уже не воспримет никого другого. Он медленно, гремя цепями, приближался к царю Борису и каким-то потусторонним, старческим и мощным одновременно, голосом произносил: «Зачем меня ты потревожил?» И от этого голоса, этой интонации пробегала дрожь по телу. Как будто сам ты с духом повстречался, а не сидишь в театре и не смотришь представление. И тогда невольно на мгновение мелькала мысль: а не натянул ли ты случайно «калоши счастья» на ноги, не очутился ли в другом пространстве и времени? Настолько всё становилось реальным на сцене, «как будто время сорвалось с петель». И даже, кажется, не удивился бы, если вдруг из-за кулис вышла Турчанинова или Остужев.

Вот за что я люблю старый Малый театр: он не спускается в зал к зрителю, а зрителя тянет к себе, подбрасывая «калоши счастья».

Другие материалы автора

Фазир Муалим

​«Вишневый сад». Путеводитель

Фазир Муалим

​Возвращение Федры

Фазир Муалим

​Театр эпохи авангарда

Фазир Муалим

​Кристиан Люпа. «Площадь героев» Бернхарда