18+
06.10.2017 Тексты / Авторская колонка

​Театр в Махачкале. «Ханума»

Текст: Фазир Муалим

Фотография: из архива автора

Поэт и театральный критик Фазир Муалим о старейшей комедии махачкалинского театра, до сих пор завораживающей зрителя.

Помните, в одно время был популярный лозунг «Читать модно» — и все вдруг кинулись покупать или скачивать «модные» книги? Не знаю, насколько такой способ продвижения книги повлиял на умы и вкусы человека, потому что книга ведь такая вещь, что купить купишь, хотя бы из-за моды, а как прочитать — отложишь ненадолго и забудешь, а потом и мода пройдёт. Но что касается театра, подобная тактика культурной экспансии с его стороны наверняка бы сработала. Зритель — не читатель, ему достаточно приобрести билет, пусть даже из-за моды — и он попался: всё сделает сцена сама. Человек, сидящий в зрительном зале — поле для засева: озимь или зябь, но к сроку заколосится непременно.

Ладно бы, в Москве или Питере — тут, несмотря на огромное количество театров, всё-таки залы не пустуют, а на некоторые спектакли даже билетов не достать, если загодя не побеспокоишься. Но в провинции дела плохи. Сужу по отзывам знакомых и в сети, а также по своему опыту походов в местные театры во время моих, пусть и нечастых, поездок в другие края.

...культура в провинции должна быть не скажу агрессивной, но наступательной уж точно

К примеру, на прошлой неделе я ездил в Махачкалу. Сходил в филармонию. В рамках Международного музыкального фестиваля «Порт-Петровские Ассамблеи» шёл концерт для саксофона и фортепиано. (Порт-Петровск — это старое дореволюционное название города). Зал почти пустой. Мало того что собственное здание филармонии уже много лет закрыто из-за аварийного состояния, и филармонии приходится кочевать по чужим залам, но ещё и реклама концертов такая, будто эти выступления колеблют устои общества и потому при самом благоприятном стечении обстоятельств должны идти подпольно. Я сам слышал, как одна из сотрудниц филармонии обзванивала знакомых и просила прийти на концерт, хотя бы бесплатно.

Поэтому, по моему мнению, культура в провинции должна быть не скажу агрессивной, но наступательной уж точно. Русский драматический театр, вероятно, понимает это и как умеет завоевывает неокрепшие сердца махачкалинского зрителя.

В один из дней я зашел в кассы театра узнать, когда открывается сезон. Мне сказали, что ещё не скоро, но как раз сегодня театр даёт специальный спектакль для студентов одного из учебных заведений, и, если я очень хочу, мне могут продать билет.

Музыкальная комедия «Ханума» режиссера Юрия Колчина. Спектакль очень старый, чуть ли не по свежему следу товстоноговской постановки в БДТ (сказано с некоторым преувеличением, конечно), но у меня не было вариантов. Уже сидя в зрительном зале и наблюдая за приневоленным зрителем (организованный культпоход), я понял, почему именно этот спектакль выбран сегодня и почему он так долго не сходит со сцены.

Постановка весёлая, яркая, а зритель в Махачкале, особенно если он студент, дерзкий и не усидчивый; его надо заманить и удержать.

...махачкалинский зритель — яростный, серьёзный соперник

В прошлый раз, когда я писал о Кристиане Люпе, формат моего разговора не позволил мне пересказать все-все-все любопытные идеи, которые он высказывал. В частности, вот такую мысль: польский режиссер говорил об отношениях зрителя в зале и актера на сцене. Актёр атакует и провоцирует, но и зритель подстрекает вдохновение актера своим молчанием. Они — противники. Но, скажу я вам, махачкалинский зритель — яростный, серьёзный соперник. Очень тяжело противостоять перед его немолчной атакой. Виновата в этой ситуации великая перетасовка народов и культур. За последние два десятилетия городское население Махачкалы поразъехалось по миру, а город заполнили спустившееся с высоких гор сельские жители, у них свои взгляды на городскую культуру с её театрами. (Я могу себе позволить говорить подобное, потому что я и сам с гор спустился когда-то и помню все неудобства, причиненные мне городом и городу мной). Тем более что национальные театры в Дагестане сейчас не так активны, как в советские времена, когда они с гастролями объезжали все, даже самые дальние, села и аулы. Вот и приходится актерам свои отношения со зрителем начинать с нуля. Герои, можно сказать, эти актеры.

Возвращаясь к мысли Люпы об атаке, нужно подкорректировать её с учетом дагестанской ситуации: правильнее, эффективнее будет, если посоветовать актеру не атаковать и провоцировать зрителя, а вовлекать и инициировать его. А для этой цели «Ханума» — подходящий материал.

Веселая комедия с водевильным сюжетом; приятная музыка (кстати, та самая, что написана Гией Канчели для постановки Товстоногова в 1972 году), яркие и красочные декорации (художник Ибрагимхалил Супьянов) и живая актерская игра.

Сюжет пьесы пересказывать, думаю, нет смысла. Разве что совсем коротко, чтобы заодно назвать имена актеров.

Старый князь, прокутивший всё своё состояние в кабаках и духанах (актер Имам Акаутдинов), ищет богатую невесту, чтобы поправить дела и рассчитаться с долгами. А зажиточный купец Микич (замечательный актер Константин Переверзев, я помню его по спектаклю «Хэппи-энд», о котором писал два года назад) в поисках родства с аристократическим домом готов выдать свою юную дочь Сонну (актриса Софья Костишина) хоть за старика. Сонна любит учителя музыки Котэ (актер Артур Джахбаров), племянника князя, который, смущаясь своей бедности, скрывает княжеское происхождение. А значит и не может рассчитывать на то, что Микич выдаст за него свою дочь. Но чего же стоит слава свахи в Авлабаре, если она не устроит такое плёвое дело? И Ханума (её играет ведущая актриса театра Вера Гречанникова) берется за сватовство. Но ей дорогу перебегает другая сваха Кабато (актриса Татьяна Алиева). Тут вся веселая интрига и начинается. Шутки, песни, танцы, драки, переодевания — в итоге на радость зрителям и под их шумное одобрение Ханума не только выдаёт красавицу Сонну за молодого Котэ, а старого князя женит на некрасивой, но богатой невесте, но и сама неожиданно для всего Авлабара находит себе жениха, закоренелого холостяка приказчика Акопа (актер Владимир Мещерин).

...не будем ждать моды на театр

Из моего пересказа выпал один персонаж, без которого сюжет, в общем-то, не распадается, как видите, но спектакль сильно выигрывает, на мой взгляд, оттого что этого персонажа играет актер Артур Абачараев. Вы только прислушайтесь, как красиво звучит даже его имя! Он играет слугу князя Тимоте. Этот артист подобрал какой-то особый ключ к сердцу молодого махачкалинского зрителя, и каждый его выход вызывал воодушевление в зале. И когда он стоял на сцене, некоторые зрители только за ним и следили. Это было видно и даже слышно.

До начала спектакля, когда преподаватели один за другим выходили на сцену, и каждый напутствовал и предупреждал своих студентов, что они теперь в культурном пространстве, и чтобы не мешали играть, то вокруг себя я слышал голоса ребят, комментирующих: немного посидим и уйдём.

...Но, знаете, не ушли. Даже после антракта вернулись и смотрели дальше.

Так что не будем ждать моды на театр — просто купим билеты и пойдём.

Другие материалы автора

Фазир Муалим

​«Вишневый сад». Путеводитель

Фазир Муалим

​Дым славы

Фазир Муалим

​«Вишнёвый сад» в Пятигорске

Фазир Муалим

​Мертвая сова

Читать по теме

​18 лет танца босыми на крови

О восемнадцатилетней «Саломее» Романа Виктюка рассказывает театральный критик Татьяна Печегина.

10.05.2016 Тексты / Рецензии

​«Ревизор. Версия»

Театральный обозреватель Филипп Резников рассказывает о пожилом Хлестакове в исполнении Александра Калягина.

18.05.2017 Тексты / Рецензии

​Кристиан Люпа. «Площадь героев» Бернхарда

Поэт и литературный критик Фазир Муалим о Кристиане Люпе и его восприятии Томаса Бернхарда.

29.09.2017 Тексты / Авторская колонка

​Шолом-Алейхем и раннее еврейское кино

25 сентября, в рамках образовательной программы проекта «Эшколот», осуществляемой при поддержке фонда «Генезис», в Государственном институте искусствознания профессор литературоведения Бер Котлерман рассказал о том, что такое инсайдерское еврейское кино и какие фильмы хотел снимать писатель Шолом-Алейхем.

05.10.2017 Тексты / Статьи