18+
05.11.2015 Тексты / Авторская колонка

​«Вишневый сад». Путеводитель

Текст: Фазир Муалим

Фотография предоставлена автором

Поэт и театральный критик учит разбираться в «Вишневых садах» столичных театров.

Помните анекдот из книги о знаменитой Фаине Раневской:

— Фаина Георгиевна, Галя Волчек собирается ставить «Вишневый сад».
— Боже мой, какой ужас! — ответила актриса, — она продаст его в первом же акте.

Если соберетесь сходить в Москве на какую-нибудь современную постановку «Вишневого сада», долго не выбирайте, не раздумывайте: что бы ни предпочли, все равно слегка разочаруетесь. Просто идите и смотрите. Плохой спектакль, но спектакль. Пусть уже не чудо, но еще его отсвет. Если театр вообще разучился творить волшебство, что же нам — совсем перестать ходить туда?! Ведь, как писал Белинский «не будем слишком строги к театру: не его вина, что он так плох». Продолжим посещать его, словно больного на смертном одре: ему — приятно, нам — зачтется добродетель. А станем ругать — даст Бог, он разозлится, оправится и встанет на ноги.

Хоть и не стоит искать глубокой философии в дурной эстетике, я все же расскажу, почему надо смотреть тот или иной спектакль.

«Вишневый сад» Галины Волчек

Галина Борисовна Волчек спустя много лет взялась-таки за «Вишневый сад». Но беда в том, что у Волчек, что бы она ни ставила, получается «Крутой маршрут». По подъему страстей, возбуждению страхов, накалу безысходности. «Крутой маршрут» — прекраснейшая постановка, но она состарилась. И вместо того, чтобы обновлять свое надрывное видение в пространстве этого спектакля, полного трагизма, Галина Борисовна, очевидно, переносит это видение на другие. О чем говорить, если молоденькую Фису до сих пор играет уже восьмидесятилетняя Нина Дорошина. То же самое и в «Вишневом саде» — Гаева, брата Раневской, до своей смерти играл Игорь Кваша. Разумеется, я не говорю и даже не намекаю, что Кваша в этой роли был плох. Но Гаев, как не крути, не может быть старше Фирса (актер Владислав Пильников). Они даже не ровесники. Фирсу 87 лет. «Живу давно. Меня женить собирались. А вашего папаши еще на свете не было», — говорит он Лопахину. Но сегодня позиции спектакля выровнялись — Фирса играет Валентин Гафт, а Гаева — Владислав Ветров.

А теперь самое важное — почему стоит посмотреть эту постановку: Раневскую играет Марина Неелова. Сама Марина Неелова! Я думаю, есть актеры, которым и играть уже не обязательно — а просто выйди они на сцену, этого достаточно для того, чтобы зал взорвался аплодисментами. Присутствовать на спектакле, где выступает такой актер — уже блаженство.

Конечно, Галина Волчек не продала вишневый сад в первом акте. Она поступила по-другому. Попыталась опошлить Раневскую. То Раневская, грубо (то есть откровенно, чего нет в тексте) флиртует с Лопахиным, то ее за грудь хватает Пищик. «Она порочна. Это чувствуется в ее малейшем движении», но ведь не настолько же, насколько представляется Волчек. Да и порок в исполнении Нееловой — одно изящество.

Раневская и МХТ

Если я вас убедил в том, что Неелова непорочна, а вам, наоборот, хотелось сегодня пошлости, то оставьте «Современник» и поезжайте в Камергерский переулок, в МХТ. Там Раневскую играет Рената Литвинова. Представляете? (говорю это голосом Максима Галкина, пародирующего Литвинову). Мне кажется, с не меньшим успехом Раневскую сыграла бы, например, Верка Сердючка. Я иногда думаю, что Литвинова издевается над зрителем. И правильно делает, раз «пипл хавает».

Если в «Современнике» устаешь от монотонности эмоций, то в МХТ утомишься от бесстрастности. Актеры стоят на сцене перед своим занавесом с чайкой и читают Чехова. Время от времени демонстрируют нам приемы — и там, и там; и в «Современнике», и в МХТ — и вообще в современном театре часто показывают только приемы. Как будто нам их приемы хочется видеть, а не игру.

Мой приятель, испанец, влюбленный в русский театр, приехал в Москву на несколько дней и попал на «Вишневый сад» в МХТ. Не досмотрел, ушел. Пошел в Малый театр — чтобы восстановиться после такого эксперимента.

Сад в Малом

И я, как тайный агент, сам себя назначивший, говорю: будет время, посмотрите «Вишневый сад» в Малом театре. Тем более, что это восстановленная постановка Игоря Владимировича Ильинского.

Возможно, Светлана Аманова-Раневская не так ярка, как Неелова или Литвинова, но она не переигрывает. А какой там сад на сцене! Весь в цвету. Белый-белый. Ощущение, что он пахнет.

Ленкомовский Лопахин

И еще мне хочется сказать о спектакле — в «Ленкоме». Но тут о Чехове забудьте. На сцене Ленкома текст в меру вольный. Да и действия тоже — не строго по пьесе. Фантазии Марка Захарова.

В роли Раневской — конечно, Александра Захарова. Начинаешь смотреть — одолевает раздражение. Говоришь про себя: «Вы бы, Марк Анатольевич, поставили Александру Марковну на табуретку, и пусть бы она оттуда говорила свою роль. Как на елке». Но в конце спектакля есть момент... игра, которая вмиг все раздражение снимает и даже оборачивает в сладкую боль. Сцена, где Раневская спрашивает Лопахина, почему он не женится на Варе.

А он стоит в расстегнутой белой рубашке. Совсем молодой. Его играет Антон Шагин. Если Лопахин-Гармаш (из «Современника») только намекает на свои чувства к Раневской-Нееловой, то Лопахин-Шагин — влюбленный мальчишка, он даже заикается и сбивается, когда говорит с Раневской. И вот этот молодой Лопахин произносит: «Если есть еще время, ради Вас — хоть сейчас» (имеется в виду: женюсь на Варе). И подходит к нему Раневская-Захарова, тянется руками, чтоб обнять его голову. Но опускает их, и опускает свою голову к его груди. Целует его туда, где таится дыхание — чуть ниже солнечного сплетения и выше пупка. И ты всерьез начинаешь бояться, что она опустится с поцелуями ниже и весь этот священный эротизм превратит в порнографию. Но она поднимается — целует в грудь, в шею, туда, где сонная артерия, в губы. А он стоит, не шелохнется. Трагический эротизм...

К тому же Фирса играет Броневой, Гаева — Збруев. Обязательно сходите.

И конечно, МХАТ

И последний «Вишневый сад», который стоит рекомендовать — во МХАТе с Дорониной. Разумеется, вы можете сказать, что Доронина стара для Раневской. Но это — Доронина! Просто посмотрите на нее, и вы подпадете под ее магическое влияние. Она как Медуза Горгона. Как она держит зал! Сколько хочет — столько и держит. Это секта, а не театр! Весь спектакль сделан под Доронину-Раневскую. Она — центр. Остальные герои и актеры второстепенны. Даже Лопахин. В прощальной сцене, когда Раневская произносит: «О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!.. Прощай!..», Доронина совершает легкий поклон в сторону зрителя, и невольно возникает мысль, что зрительный зал — тоже вишневый сад...

А по дороге на спектакль, какой бы не выбрали, пока едете — послушайте на сайте Старого радио запись 1976 года постановки Эфроса на Таганке с Аллой Демидовой (Раневская) и Владимиром Высоцким (Лопахин). Это великолепно. Или посмотрите на Фирса-Ильинского в спектакле Малого театра 1982-го года.

Во всяком случае — близка нам та или иная постановка или нет — несомненно одно: театр не разучился «поражать душу впечатлениями». Так что «ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете...»

Другие материалы автора

Фазир Муалим

«Волки и овцы»