18+
02.12.2016 Тексты / Интервью

​«Стихи во языцех»

Беседовала Алена Бондарева

Фотография unsplash.com/ search/ microphone?photo=XUdIi04ohps

Палестинский прозаик Адания Шибли, французский слэмист Пилот Ле Хот, колумбийский поэт Рубен Дарио Флорес и русский стихотворец Герман Лукомников об участии в фестивале «Живое слово: Post-Babel Condition».

— Что значит для вас слово звучащее?

Пилот Ле Хот

Поэт

Это зависит от стихотворения, которое вы представляете. Иногда поэзия заключается только в значение или звучание. Но как правило, когда смысловая сторона достаточно сильна, то и звуковая тоже.

Герман Лукомников

Поэт

Любое слово, которое я слышу или могу прочитать.

— Что такого важного привносит течение «живое слово»?

Адания Шибли

Прозаик, преподаватель, исследователь

Прежде всего, «живое слово» открывает способы функционирования текста. Пишем мы в тишине и читаем в тишине, а вот произнесение слова дает ему новую жизнь. Можно сказать, что «живое слово» как жанр уводит текст от письменного языка — от того, что Деррида называл грамматологией.

Пилот Ле Хот

Поэт

Контакт с аудиторией и другими поэтами.

— Зачем вообще современному прозаику или поэту (в век интернета) участвовать в таких мероприятиях, как этот фестиваль?

Адания Шибли

Прозаик, преподаватель, исследователь

Интернет открывает перед писателем невероятное количество возможностей для публикации, но в то же время преуменьшает их значимость. Поэтому такие фестивали очень важны — они позволяют встретиться в реальной жизни и привнести в нее литературные тексты.

Пилот Ле Хот

Поэт

Чтобы чувствовать связь с аудиторией и другими поэтами и главное — осознавать момент этой связи.

— Как часто, например, в Колумбии проходят выступления, посвященные «живому слову»?

Рубен Дарио Флорес

Поэты

Почти двадцать лет в городе Медельине проводится фестиваль поэзии. Поэты из Колумбии и Латинской Америки собирают многочисленную публику. А Медельин на неделю становится городом, где повседневная жизнь с ее прозой, уродливостью, одиночеством и безмолвной любовью пронизывается страстью к поэтическому слову. Переводчики, любители поэзии и поэты — в центре внимания. Медельин ненадолго спасается в стихах известных и менее признанных поэтов. Каждый житель обнаруживает, что поэзия ломает рутинные представления о функциях слова. Он находит себя рядом с этими странными существами, которые не делают ничего полезного, только рассказывают о каких-то вещах с помощью обычных звуков, предназначенных для обозначения простых предметов.

— Чем отличается текст, рассчитанный на прочтение перед зрителями?

Герман Лукомников

Поэт

В нем должно быть сценическое ядро.

Адания Шибли

Прозаик, преподаватель, исследователь

Между текстами для сцены и для публикации разница примерно такая же, как между слухом и зрением. Когда мы читаем письменный текст, то сначала опираемся на зрение, а потом уже наш внутренний голос транслирует слова в голове. Текст, произносимый со сцены, ориентирован в первую очередь на слух, а и только после — на зрение — на образ выступающего. И слышим мы не внутренний голос, а авторский. Слова и образ автора дополняют друг друга. К тому же тексты для сцены рассчитаны на совместное восприятие, а тексты для публикации — на чтение в тишине и одиночестве.

Рубен Дарио Флорес

Поэты

Поэтический текст всегда рассчитан на прочтение вслух. Такое понятие, как толпа, ему чуждо. Поэт в принципе обращается к людям посредством специфического текста. Поэт не играет роль, поэтическое слово — его судьба. Когда пишешь стихотворение удовлетворяешь сугубо личную потребность — найти словесную мелодию и образ. Другое дело, когда они становятся символами или стихами во языцех. Но вообще поэт пишет не для публики, скорее всего, он ищет родную душу.

— Адания, помогает ли вам опыт «живого слова» в ваших академических исследованиях?

Адания Шибли

Прозаик, преподаватель, исследователь

Когда я пишу, то всегда стараюсь проговаривать текст, потому что мне важно следить за ритмом. И хотя я не пишу стихи, я много работаю со звучанием слов. В идеальном тексте звучание, ритм и смысл сочетаются, не мешая друг другу. А в академических исследованиях я как раз уделяю много внимания тому, насколько зрительный образ соответствует своим описаниям, в том числе и в искусстве. Зримое и словесное разделены огромным пространством, иногда мне нравится представлять себя блуждающей по нему то там, то сям, то вбок, то по диагонали, чтобы испробовать разные возможные сочетания.

— Что важнее при поэтическом выступлении: экспрессия, какие-то артистические, вокальные данные, или все же определенным образом организованный текст?

Рубен Дарио Флорес

Поэты

Важнее всего, что видит поэт, а не как он говорит. Поэзия — это дар видения. В поэзии Логос подчиняется голосу. И главное тут, ни умение выговаривать слова, а способность глубоко охватить самые сокровенные человеческие чувства и суть обыденных предметов. Если поэт ставит себе задачу — только красиво произносить слова, то он принадлежит к тем софистам, которых Платон сурово осудил. Ваш поэт Блок написал: «„Красота страшна" — Вам скажут». Так что дело не в вокальных данных.

Пилот Ле Хот

Поэт

Для меня существует только одна цель. Несколько лет назад я осознал, что бумага более конфиденциальна и предназначена далеко не для всех людей.

— И последний вопрос. А зачем поэту самому читать свои стихи со сцены?

Рубен Дарио Флорес

Поэты

Поэт всегда обращается к другому: к теням прошлого, самому языку, любимой женщине или к призракам бессонницы. У поэта весьма трудное общение с самим собой. Поэзия похожа на новооткрытый язык, который надо расшифровывать. Она вроде бы и понятна, но само явление сложно. Поэт создаётся в тишине. Но тишина и одиночество имеют мало общего со сценой. Сцена в современном понимание — это гул и гам шоу-бизнеса. Словом поэзия может только указать на безобразие нашего мира. Но и поэзии в этом безобразном мире не найдется места, особенно если сцена занята бесконечным издевательством над любовью и красотой. Однако поэт обязан сказать своё слово. Я противопоставляю поэтическое слово шуму сегодняшней публичной сцены.

Автор благодарит переводчика Святослава Городецкого за помощь в проведении интервью.

Другие материалы автора

Алена Бондарева

​Лицензии смыслов

Алена Бондарева

​Роуд-муви. Книжный вариант

Алена Бондарева

​Игорь Шпиленок: «Живу в медвежьих местах»

Алена Бондарева

​Неизвестный Гуннар Экелёф

Читать по теме

​Андрей Коровин: «Когда звёзд много — света не видно...»

Поэты Евгения Коробкова и Андрей Коровин поговорили о русском Крыме, Волошинском фестивале и судьбе литературного Коктебеля.

04.11.2015 Тексты / Интервью

​Юрчок 1001: «Главное — сочетание текста и голоса»

Обозреватель Rara Аvis Алена Бондарева поговорила со швейцарским поэтом Юрчоком 1001 о загадочном spoken word, электронной поэзии и смысловых разрывах.

24.11.2015 Тексты / Интервью

​Александр Кушнер: «Пруст — это книга стихов»

В день своего 80-летия поэт Александр Кушнер рассказал литературному критику Ольге Маркарян об античных 70-х и любимых писателях.

14.09.2016 Тексты / Интервью

​Кристоф Симон. Писателем я быть не хотел

Швейцарец Кристоф Симон — участник Международного фестиваля «Живое слово: Post-Babel Condition» рассказал Rara Avis о чтении прозы со сцены.

28.11.2016 Тексты / Интервью