18+
30.11.2016 Тексты / Рецензии

​Герои, недоступные для пыли

Текст: Жаннат Идрисова

Фотографии: с сайта kinopoisk.ru

Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о вышедшем в прокат военно-патриотической драме «28 панфиловцев».

Этот фильм, результат совместного труда режиссеров Кима Дружинина и Андрея Шальопа ждали очень многие (что бывает довольно редко с отечественными лентами). Здесь сыграло роль и то, что в последние годы некоторыми оспаривается факт легендарного подвига, совершенного бойцами из дивизии генерал-майора Ивана Васильевича Панфилова, и то, что частично фильм снят на так называемые народные деньги, собранные посредством краундфандинга. Что же в итоге, триумф картины или провал?

Подробнее о финансировании: два года назад проект выиграл грант от Министерства культуры России в размере 30 млн рублей. Поучаствовала Республика Казахстан: тамошний Минкульт выделил более 10 млн рублей (поясню — 316-я стрелковая Краснознаменная дивизия Панфилова была сформирована в июле-августе 1941 года в столице КазССР Алма-Ате, и ее костяк составляли алмаатинцы). И 3 млн рублей было собрано по принципу «С миру по нитке», когда каждый заинтересованный россиянин вносил свой вклад в увековечивание подвига красноармейцев, защищавших Москву в страшном 1941 году. Наверняка останется в истории российского кинематографа имя северодвинца Андрея Фокина, пожертвовавшего на проект 1 млн рублей с формулировкой, вроде: «Пусть дети смотрят правильное кино».

Фильм начинается с военной цитаты Бауржана Момыш-улы — уроженца Казахстана, панфиловца, комбата одного из полков 316-й дивизии, Героя Советского Союза. В ноябре 1941 года его батальон в отрыве от дивизии героически сражался на Волоколамском шоссе у деревни Матрёнино, смог, благодаря талантливому руководству комбата, задержать фашистов на этом рубеже на три дня. После этого Момыш-улы вывел своих бойцов из окружения, потери были минимальны.

Фотография с сайта kinopoisk.ru


То, что своего рода прологом картины стали слова героя, у которого в детстве, по свидетельству земляков, было прозвище Шан тимес (в переводе с казахского — «Недоступный для пыли»), на мой взгляд, более чем символично. Авторы этим сразу же заявляют: что бы ни говорили новоявленные историки и поборники правды, подвиг был, а имена бойцов не запачкает ни грязь молвы, ни пыль времен. Авторы фильма на его премьере еще раз подчеркнули это. В самом деле, в исторических источниках зафиксировано, что 4-я рота 2-го батальона 1075-го стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии существовала, в ней служили оставшиеся в народной памяти 28 бойцов. И в тот памятный день, 16 ноября 1941 года, когда немцы решили перебросить свои части через Волоколамское шоссе, в окопах было меньше красноармейцев, чем того требовала военная тактика, вооружены они были не лучшим образом.

Нам показывают сначала моменты перед сражением. Бойцы изучают сильные и слабые стороны вражеских танков, строят макеты этих грозных машин, проводят учебные бои. Успевают и побалагурить, и по-детски поиграть в снежки. Душа компании красноармеец Москаленко (Александр Устюгов) едва не получает выговор от старшего по званию за шутки-прибаутки во время учений, но за него вступается политрук Клочков (Алексей Морозов): мол, Иван и под пулями не подведет.

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Пока все тихо, но напряжение почти осязаемо: «Когда же наступление? Слышали что-нибудь? Три недели стоим!» И вот, наконец, 14 ноября. Тот самый день, когда становится известно: через сутки предстоит сдержать врага — танки и пехоту — на незакрытом участке фронта, у разъезда Дубосеково, что в семи километрах от Волоколамска. Нужно не проявить геройство, пав смертью храбрых, слышат бойцы от командиров. Необходимо, показав сверхспособности, выжить. Уцелеть, вцепившись в эту землю, потому что позади — сердце Отечества, Москва.

Я во время просмотра ловила себя на том, что особенно сильные эмоции возникали у меня, когда в параллели с происходящим на экране в памяти всплывали детские впечатления от рассказов о легендарном сражении. И это не потому, что действие не трогало. Дело в том, что я невольно становилась участником происходящего, забывшим в эти часы про все, кроме одного: стоять намертво, позади — Москва. Есть ли страх, сомнения? Да, конечно. И тогда вспоминаются легенды, истории о горстках храбрецов, победивших не числом, а умением. А потом начинается работа, тяжелая, черная, — рытье окопов, щелей, расстановка орудий. И после — жестокий бой, шквалы артиллерийского огня, грохот танков, выстрелы вражеских солдат. Одна, другая, третья атака. День простоять да ночь... Наступит ли для них ночь? «Подкрепления не будет», — говорит Панфилов Клочкову. Тут же, понимая невольную жестокость этих слов, почти просит: «Постарайтесь продержаться». «Постараемся, генерал-майор», — вместо положенного уставом «Есть» обещает политрук.

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Каждый боец делает все, что от него зависит. Возможное и невозможное, мыслимое и немыслимое. И как-то блекнут на фоне этого обсуждаемые ими чуть ранее героические истории и легенды. Они сами, эти бойцы, — русские, казахи, уйгуры, киргизы, украинцы, — незаметно превращаются в легенду. Нет среди них особого героя (строки из баллады Владимира Высоцкого «Здесь нет ни одной персональной судьбы — все судьбы в единую слиты» как нельзя подходят к этому фильму). Они все — один герой, сила, мощь.

Об этом фильме наверняка будут еще спорить, поклонники и противники выскажут аргументы в поддержку своей точки зрения. Замечу, что у последних в арсенале — некоторая банальность сюжета, шаблоны, отсылающие к советской военной киноклассике, отсутствие глубины в подаче характеров. Оппоненты поклонников могут указать на забавные нестыковки. Например, когда русский красноармеец поясняет товарищу-казаху, что сейчас защищают Россию и потому все русские, а вот будут воевать за Казахстан, так покажут, кто такие казахи, хочется спросить: «Неужели допустите, чтобы враг прорвался так далеко?»

Это, разумеется, личное дело каждого — принять или не принять фильм. Я отмечу лишь две детали: в уик-энд залы кинотеатров, где шли «панфиловцы», были переполнены. Выходило много молодежи (читайте, тех, кто могли бы легко принять тезис «Не было геройства»). Судя по их лицам, они считают, что панфиловцы — это люди, что «недоступны для пыли».

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

​И еще раз «Про любовь»

Жаннат Идрисова

​«Выживший». Месть приказала дольше жить

Жаннат Идрисова

​Две страны, две любви, ну а сердце, увы...

Жаннат Идрисова

​Джульетта без Ромео