18+
19.10.2017 Тексты / Рецензии

​«Матильда». Много шума из ничего

Текст: Анастасия Рогова

Фотография: с сайта kinopoisk.ru

Почему Алексей Учитель снял не историческую драму, а «дамский роман».

Годовщину столетия событий 1917 года (ранее — революции, сейчас — переворота), отечественный кинопром фактически оставил без внимания. Единственным фильмом, освещающим тему, оказалась «Матильда» Алексея Учителя.

При этом картина никаким образом не затронула спорные вопросы, касающиеся судьбы родины, зато заставила всех обсуждать, имел Николай II добрачную интимную связь с балериной Матильдой Кшесинской или нет.

Внимания общественности сконцентрировалось на постели куртизанки начала XIX столетия. Даже как-то обидно. Тем более что фильм Учителя с художественной точки зрения не стоит и четверти той шумихи, что поднялась вокруг него благодаря крестовому походу Натальи Поклонской.

Скорее всего, если бы не желание прокурора и депутата отстоять честь последнего русского государя, «Матильда» прошла бы незамеченной, как многие претенциозные отечественные картины, которым место не на большом экране, а в эфире телеканала «Россия».

Как известно, есть две версии, касающиеся романа наследника русского престола и примы Мариинского театра. Первая — правдивая, вторая — самой Кшесинской.

Фотография с айта kinopoisk.ru


В своих записках Матильда Феликсовна, как всякая эмоциональная женщина, сильно приукрасила пылкость своих чувств и ответные эмоции цесаревича, придумав запретную страсть и прочие перипетии, достойные бульварного романа. На этом материале и базируется картина Алексея Учителя, решившего, в свою очередь, поддать жару и нагнать страстей, превратив Матильду в роковую для всего Государства Российского пожирательницу сердец. Аналог Анжелики из серии бесконечных историй Анн и Сержа Голон.

Сюжет «Матильды» напоминает любовные романы, что выходят в мягкой обложке с сердечками под каким-нибудь кричащим названием вроде «В объятиях страсти». Подобное объединяется поголовной влюбленностью в главную героиню чуть ли не всех представителей мужского пола Императорской России, полным отсутствием логики сюжета, и обилием до смешного нелепых сцен, где кто-нибудь постоянно рыдает или падает в обморок.

В «Матильде» этот «кто-нибудь» — не кто-нибудь, а цесаревич Николай. Играет его немецкий актер Ларс Айдингер, и нельзя сказать, что выбор исполнителя удачный. «Ники» по сюжету — 22 года, а Айдингер с накладной окладистой бородой выглядит раза в два старше.

Поэтому сцены веселых шалостей Ники и Матильды — пробежки «за ручку» по коридорам дворца и прочая милая возня влюбленных, смотрятся фальшиво и скучно. Тем более что у Ники всю картину такой вид, словно он вообще не понимает, что происходит и кто все эти люди вокруг.

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Начинается картина со сцены коронации Николая и его супруги Александры Федоровны. Стоит занести над головой помазанника Большую Императорскую корону, как с балкона раздается истошный женский вопль. Николай поднимает голову и видит ее — Матильду.

Новоявленный император на глазах у изумленной публики хлопается в обморок, а корона (сцена в замедленной съемке) летит на пол, намекая, что примерно туда же в скором времени покатится и вся Российская Империя. А все почему? Потому что Николай женился на принцессе Алисе, а не на Матильде Кшесинской.

Затем действие переносится в Мариинку, где директор Императорских театров Иван Карлович в исполнении Евгения Миронова популярно объясняет разницу между балетом и публичным домом: первый существует на госсубсидии, второй — на частные пожертвования. Завуалированная сатира на день сегодняшний, толстый такой намек (настолько, что каждый в зрительном зале догадывается) о дерзости авторов картины по отношению к нынешней власти.

В балет, действительно, приезжает вся знатная верхушка Санкт-Петербурга — не за искусством, а за интимом. Балерины демонстрируют себя на сцене перед нескромными взглядами с самых выгодных сторон.

Узнав, что в толпе — цесаревич, Матильда выбегает на сцену с развязавшей тесемкой лифа, и в прыжке у нее обнажается грудь. Зал — в обмороке, Ники — влюблен до конца жизни. Тут-то все завертелось...

Фотография с сайта kinopoisk.ru
1 4

Из темноты зрительного зала возникает неведомый русской истории персонаж Данилы Козловского по фамилии Воронцов, влюбленный в Матильду до потери разума. Появляется и Великий князь Андрей Владимирович, тоже влюбленный до самозабвения. Все они готовы поубивать друг друга за доступ к телу красавицы.

Тело, кстати, несколько раз демонстрируется во всей красе, но нельзя сказать, чтобы эротические сцены впечатляли. Матильду исполняет молодая польская актриса Михалина Ольшанска, и делает это неплохо, но, к сожалению, играть ей нечего — Матильда здесь абсолютно картонный персонаж. Она принимает соблазнительные позы, произносит шаблонные реплики вроде: «Ты меня никогда не забудешь» и томно смотрит в камеру. Что там, за этим томным взглядом, так и осталось неизвестным.

С Николаем II дело обстоит еще хуже — его в картине просто нет. Есть восковая кукла, словно из Музея мадам Тюссо, озвученная голосом Максима Матвеева. Говорит кукла мало и все больше о том, что долг превыше любви. Собственно, об этом в картине через слово твердят все, даже фанаты Кшесинской.

Николая же, как царя и человека не видно. Каким он был и чего хотел, Учитель так и не показал, хотя, по его же собственным словам, в этом и состоял изначальный замысел картины.

Чем дальше развивается действие, тем меньше верится в то, что между этими двумя нелепыми персонажам в пышных костюмах есть какие-то чувства. Там, где надо бы плакать и сопереживать, хочется смеяться над нелепостью происходящего.

Фотография с сайта kinopoisk.ru
1 2

Например, как воспринимать всерьез сцену, где никому не известный Воронцов молотит по лицу наследника престола — из ревности к балерине, с которой в Санкт-Петербурге не переспал только ленивый? И это не про реальную Матильду, а про героиню Ольшанской: в одной из сцен она перечисляет своих любовников, и список изумляет разнообразием и длиной.

Мотивы поведения героев также оставляют желать лучшего — всеми движет неземная любовь, и соответственно характеры не получают развития. Да и по качеству декораций, локаций и прочего «Матильда» стилистически тянет скорее на проходной телесериал, чем на высокобюджетную полнометражную картину.

Но обидней всего, конечно, за саму Кшесинскую. Мало того, что сторонники Поклонской писали, будто у нее «крысиная внешность», так еще и Учитель превратил в проститутку.

А ведь неординарной судьбы женщина была — крутила романы с членами императорских семей, дожила в эмиграции до 99 лет... И балерина, на самом деле, на редкость одаренная — смотреть на нее ходили все-таки не ради прелестей, но ради таланта. Все это, к сожалению, осталось за кадром.

На фоне полной художественной несостоятельности картины, шум вокруг нее выглядит откровенным черным пиаром. Так это или нет, уже не важно, потому что теперь ругать «Матильду» решится не каждый — сразу запишут в поклонники Поклонской. И если прокатные сборы окажутся под стать картине, то создателям и тут будет, чем оправдаться — мол, сборам помешали враги свободы творчества.

Вполне возможно, что снимут и «Матильду: продолжение»: с выжившим героем Козловского, который в огне не горит и в воде не тонет, про роман Матильды и, например, шведского короля. Учитель же сам неоднократно заявлял, что на историческую достоверность не претендует...

Другие материалы автора

Анастасия Рогова

Деньги, горы, трупы: в прокат вышла драма «Эверест»

Анастасия Рогова

​Федор и Сергей Бондарчуки. Двойной удар

Анастасия Рогова

​Магический реализм в авторском кино

Анастасия Рогова

«Неоновый демон». Ужас красоты