18+
23.09.2015 Тексты / Рецензии

Деньги, горы, трупы: в прокат вышла драма «Эверест»

Текст: Анастасия Рогова

Фотографии: с сайта kinopoisk.ru

Картина Бальтасара Кормакура, несмотря на эффектные и максимально правдоподобные съемки, вовсе не о романтике альпинизма и подвиге мужества.

«Эверест» — фильм о том, как общество потребления способно опошлить все, включая высочайшую вершину мира и высшие устремления души и тела. Как говорится, налетайте — уплочено.

История, послужившая основой сюжета, действительно одна из самых известных и громких трагедий Джомолунгмы (тибетское название горы). И не только потому, что среди ее участников был журналист Джон Кракауэр, разразившийся после похода книгой «В разреженном воздухе» и обвинивший гидов в некомпетентности и оставлении туристов в беде, а еще и потому, что даже для Эвереста, где ежегодно гибнут профессионалы, любители и местные шерпы, 1996-й год, унесший жизни пятнадцати человек, оказался одним из самых черных. Четверо погибших — организаторы и коммерческие туристы из тех двух групп, о которых и идет речь в картине Кормакура.

«Эверест», хоть и имеет реальную основу, слегка грешит распространенными голливудскими штампами: сначала нас по очереди знакомят со всеми героями, обозначая психологические особенности и нюансы характеров, причем четко намекая — вот от этого парня стоит ждать беды, а этот обязательно погибнет, и тогда-то вы все разрыдаетесь. Тут, кстати, реалии сыграли плохую шутку: например, один из героев, врач из Техаса Бек Уизерс (его очень характерно сыграл замечательный актер Джош Бролин), отваливший за острые ощущения 65 тысяч долларов, остается умирать в метели, но потом странным образом оживает и доползает до лагеря. Вроде бы, скучная приевшаяся сцена, сто раз виденная в различных фильмах, если бы не одно «но» — подобное случается в жизни и называется «горное чудо». Каким образом техасец умудрился выжить, проведя сутки в снегу под ледяным ветром и температуре −35 — загадка (кстати, Уизерс потом тоже написал книгу, где излагает свою версию событий).

Фото с сайта kinopoisk.ru
1 3

Главного героя — руководителя фирмы «Консультанты по приключениям», гида и альпиниста Роба Холла, сыграл актер Джейсон Кларк. Сыграл на уровне, но стандартно. Его персонаж даже несколько теряется на фоне остальных — того же Уизерса или раздолбая и плейбоя Скотта Фишера, роль которого досталась звезде первой величины Джейку Джилленхолу. Вообще, актерский состав в «Эвересте» отличный — Кира Найтли (жена Холла), Робин Райт (супруга Уизли), Мартин Хендерсон (второй гид команды «Консультанты по приключениям») и так далее.

Но ярчайшим героем, безусловно, стала сама Джомолунгма — чудовище высотой почти девять тысяч метров над уровнем моря. Отдельно стоит сказать и о персонаже, за которым российские зрители должны следить с особым вниманием — русском альпинисте Анатолии Букрееве (его играет исландский актер Ингвар Эггерт Сигюрдссон). В тот день Анатолий, гид команды «Горное безумие», руководимой Фишером, рискуя собственной жизнью, спас троих туристов, заблудившихся в бурю. Причем, не пользуясь кислородом из баллонов — это тоже реальный факт. Букреев тренировался подниматься на восьмитысячники без кислорода, чтобы не зависеть от баллонов. Кормакур очень бережно подошел к роли Букреева в трагедии, и показал его не только героем и честным парнем, но и очень русским человеком — в нашем аутентичном понимании «загадочной русской души».

Фото с сайта kinopoisk.ru
1 4

Нет нужды подробно перечислять перипетии сюжета, пусть даже они давно известны (авторы воссоздали события максимально объективно, постарались учесть точку зрения всех участников и сохранить хронологию событий). Все равно следить за тем, что происходит на экране, интересно. Ведь главной задачей режиссера было не искажать правду жизни.

Конечно, впечатляют и потрясающие съемки, и на редкость правдоподобные детали горных восхождений. Кормакур нигде не приврал для красоты или нагнетания страстей. Да и панорама Эвереста сама по себе столь впечатляюща, что уже ради нее стоит смотреть картину, и дух захватывает. Понятно, что многие сцены снимались не в Непале, а в Альпах, но это роли не играет, особенно для неискушенного горами человека — снег, холод и пропасти, в целом, везде одинаковы.

Хоть каждый персонаж и пытается дать свой ответ на вопрос: зачем я тут? — основной плюс «Эвереста» — отсутствие заезженной горной романтики. Впрочем, чтобы понять, почему люди готовы платить огромные деньги и рисковать жизнью ради вида с «крыши мира», одного фильма мало. Надо хотя бы раз самому подняться в горы...

Другие материалы автора

Анастасия Рогова

​Федор и Сергей Бондарчуки. Двойной удар

Анастасия Рогова

​Марс и ничего лишнего

Анастасия Рогова

​Магический реализм в авторском кино

Анастасия Рогова

«Неоновый демон». Ужас красоты