18+
30.09.2015 Тексты / Рецензии

​Федор и Сергей Бондарчуки. Двойной удар

Текст: Анастасия Рогова

Фотографии: с сайта kinopoisk.ru

В прокат вышла отечественная спортивная драма «Воин».

«Воин» — российский боевик, снятый по лекалам голливудских блокбастеров. Режиссером картины стал Алексей Андрианов, а продюсером и исполнителем одной из основных ролей — Федор Бондарчук. Хотя Бондарчуком-старшим в «Воине» не ограничились: главная мужская роль досталась продолжателю кинодинастии — Сергею. Да и играют Бондарчуки фактически самих себя — отца и сына Родиных.

Герой Сергея — молодой парень Рома Родин, по кличке «Морпех», рассорился с отцом и старшим братом Славой (актер Владимир Яглыч) настолько, что даже взял фамилию матери — Воинов. Эти «говорящие» фамилии — деталь не пустая: так создатели картины подчеркивают характеры персонажей, простых русских парней, живущих по тем понятиям, о которых говорил еще Данила Багров в «Брате». Но в основе фильма лежит вовсе не биография известного российского спортсмена или бойца спецподразделений, а сценарий американского кинематографиста Дэвида Фриджерио (права на который выкупила компания Art Pictures Studio).

Сюжет держится на трех китах американского боевика 1980-х:
1. Боевые искусства — спорт настоящих мужчин;
2. Ради семьи мужчина готов на любой подвиг;
3. Хорошие парни, придерживающиеся кодекса чести, всегда побеждают плохих. Всегда. Даже если у хороших — инвалидность и травма черепа, а у плохих за плечами титул чемпиона по боям без правил. «Сила в правде, брат», — уверял Данила Багров, и ему верили миллионы российских зрителей. Этот рецепт успешного кино для мужчин и про мужчин Федор Бондарчук попытался использовать в текущем 2015 году, и результат получился своеобразный.

Фото с сайта kinopoisk.ru
1 3

Технически «Воин» — дорогой, качественно снятый фильм с логически выверенным сценарием. История, которой мы вроде бы хотим сочувствовать — ведь сколько у нас таких семей, где братья ради чужих людей готовы последнюю рубаху с себя снять, а друг другу — горло перегрызть. Достоевщина нет-нет да и выглянет из ленты криминальной хроники.

В «Воине» также есть все необходимые для спортивной драмы клише, а местами и прямые цитаты из широко известных картин вроде «Кровавого спорта». Например, чтобы как следует натренировать своего сына Рому для грядущего поединка в прямом эфире, папа-Родин заставляет его бегать по утрам, пустив по его следу парочку немецких овчарок.

А как только речь заходит о телешоу «Russia Fight Nights», где в онлайн-режиме проходят бои без правил, то сразу же угадывается конфликт: Рома и Слава Родины независимо друг от друга захотят участвовать в поединке и встретятся на ринге. Очевидно и то, что оба брата дойдут до финала и там поставят точку в своей вражде.

Казалось бы, и правильная история, а отдает фальшью. Из-за недоговоренности в том числе: почему отец и братья поссорились в фильме, прямо не говорится, зрителю только намекают на пьянство старшего Родина и нищету, послужившую причиной преждевременной смерти их матери. То ли авторы не хотели углубляться в потемки загадочной русской души и делать акцент не на драке, а на драме, то ли просто не смогли сократить время, отведенное на жесткие сцены поединков.

Верен себе и Федор Бондарчук, который даже в роли старого пьяницы выглядит хозяином жизни и всего фильма

В итоге трагедия выглядит наигранной. И даже мотив Славы Родина — пойти на ринг для того, чтобы победой добыть сто тысяч долларов на операцию больной дочке, вызывает здоровый скепсис. Вроде, не за границу дочку-то везти надо, оперировать планируют в нашей российской больнице, откуда такая сумма, почему, где квоты... Вопросы, от которых всегда можно отгородиться условностью кинореалий, но они же и мешают верить в происходящее.

Дело еще и в том, что у братьев Родины нет общей правды. Только взаимные обиды и разные цели.

Хотя надо отдать должное Сергею Бондарчуку — в своей первой большой роли в полнометражном игровом кино он смотрится весьма органично. Его Рома — простой, но не примитивный, упрямый, искренний и по-русски гордый. Удачен и выбор Владимира Яглыча на роль Славы Родина, и еще более удачен выбор профессии его героя — утилизатора на заводе, перерабатывающем старые автомобили. Тем неправдоподобней выглядит в роли его жены Светлана Ходченкова, чья героиня по ночам подрабатывает в стрип-баре и единственная из всех своих «коллег» выходит к шесту в шортах и бронебойном бюстгальтере. Эта наивная хитрость, отлично вписывающаяся в боевики вроде «Двойного удара» и «Американского ниндзя», в красочном современном «Воине», снятом с замахом на большое российское кино, смотрится нелепо. Верен себе и Федор Бондарчук, который даже в роли старого пьяницы выглядит хозяином жизни и всего фильма.

Поскольку среди продюсеров картины значится Антон Златопольский — первый заместитель генерального директора ВГТРК, то в фильме щедро представлена реклама канала Россия 1, на котором, по всей видимости, «Воин» будет демонстрироваться после широкого проката. Это тоже сильно снижает дух патриотизма и героизма, тщательно культивируемый авторами от первого до последнего кадра. Все-таки Россия для большинства — это не телевизионный бренд, пусть даже одного из ведущих каналов, а страна и люди, в ней живущие.

Фото с сайта kinopoisk.ru


Понятно, что создатели хотели убить двух зайцев: снять социально полезное зрительское кино в соответствии с рекомендациями Минкульта российским кинематографистам, и в то же время получить стопроцентный успех в прокате. Но если после фильмов с Брюсом Ли, Чаком Норрисом или Ван Даммом парни бросали все и шли на тренировки, то «Воин» вряд ли сподвигнет кого-то на подобные подвиги во имя спорта. Ведь авторы просто перенесли фирменные семейные разборки по-русски с кухни на большой экран.

Несмотря на недостатки сюжета, зрелище получилось захватывающим, динамичным, жестким. Верным ходом стало приглашение в картину реальных спортсменов и мастеров боевых искусств, например, пятикратного чемпиона России по боевому самбо Али Багаутинова и чемпиона мира по кикбоксингу Бату Хасикова. Все-таки суровый мужской спорт внушает уважение как в жизни, так и в кино. А отечественному кинематографу уважения нашего же зрителя сегодня явно не хватает. Возможно, «Воину» его вызвать удастся — во всяком случае, создатели приложили для этого максимум усилий.

Другие материалы автора

Анастасия Рогова

5 лучших детективных фильмов 2014 года

Анастасия Рогова

Деньги, горы, трупы: в прокат вышла драма «Эверест»

Анастасия Рогова

​Магический реализм в авторском кино

Анастасия Рогова

​«Матильда». Много шума из ничего

Еще рецензии

Туркестан глазами блогера

Свечин Н. Туркестан. — М.: Эксмо, 2015. — 270с.

На новый роман Николая Свечина «Туркестан» еще не написано ни одной рецензии. То ли потому, что книга свежая, то ли потому, что толстая, то ли потому, что Свечин — все-таки не Борис Акунин, с которым нижегородского автора любят сравнивать поклонники жанра.

04.08.2015 Тексты / Рецензии

Диктатор Иван и святой Чингисхан

Баранько И. Орда. — СПб.: Комильфо, 2015. — 144с.

«Скажи мне, о чём была вся эта история? Тот, кто найдёт ответ на этот вопрос, немедленно обретёт просветление».

19.08.2015 Тексты / Рецензии

​Марс и ничего лишнего

Новый фильм Ридли Скотта в кинотеатрах.

07.10.2015 Тексты / Рецензии

​Франкл. Несвятая святость

Об австрийском психиатре и философе Викторе Франкле принято писать восторженно и с придыханием: вот человек, испытавший свою теорию на собственной шкуре, подтвердивший концепцию страшным личным опытом.

14.10.2015 Тексты / Рецензии