18+
07.08.2015 Тексты / Статьи

5 лучших детективных фильмов 2014 года

Текст Анастасия Рогова

Фотографии kinopoisk.ru

Классическое расследования на новый лад по версии Rara Avis.

Детектив, как таковой, в кино существовать фактически перестал: зачастую жанр смешивается с хоррором, триллером или драмой. Детектив в классическом понимании — скрупулезное расследование загадочного преступления, раскрывая которое, сыщик разгадывает загадки, соединяет воедино намеки и зацепки, — пропал из кино вслед за тем, как почти исчез из книг, мутировав в нечто среднее между приключенческим романом и остросюжетной фантастикой (об отечественных так называемых «иронических» и «женских» детективах даже вспоминать не хочется). Словом, знаменитой дедукцией (производная от которой и дала название жанру), когда читатель вслед за автором выстраивает сложную цепочку умозаключений «от частного к целому», и не пахнет. Впрочем, мы попытались отобрать только те фильмы, создатели которых придерживаются форм классического расследования.

Прогулка среди могил

Режиссер: Скотт Фрэнк

Фото с сайта: kinopoisk.ru


Главный герой — бывший полицейский Мэтт Скаддер (Лиам Нисон), подрабатывающий частным сыском. В основном, берется за дела клиентов, не желающих по каким-либо причинам обращаться в полицию. И вот однажды приходит к нему безутешный супруг — его жена пропала, похитители требуют солидный выкуп, а в полицию он пойти не может потому, что сам торгует наркотиками, и на кону его свобода. Пока суд да дело, за свои деньги наркоторговец вместо живой-здоровой супруги получает труп в пластиковом мешке. А Скаддер понимает, что столкнулся не просто с неординарными похитителями, но еще и с маньяками. Так начинается расследование, уводящее все дальше и дальше по кровавому следу безумцев.

Скаддер собирает улики и опрашивает свидетелей. Постепенно накопленная информация складывается в более-менее четкую картину, и Скаддер догадывается, где нужно копать, чтобы дорыться до истины. Собственно, картина, начинающаяся как классический детектив, скатывается в триллер: тут вам и коррупция в госструктурах, и погони-перестрелки, окровавленные трупы на каждом шагу и довольно предсказуемый финал. И хотя вначале за развитием событий и ходом мысли Скаддера следить интересно, под конец банальная развязка и финальное торжество закона кулака разочаровывают.

Сэр Конан Дойл поставил бы фильму троечку, и то — за блестящую игру Лиама Нисона и за попытку режиссера выстроить расследование в четкую логическую цепочку.

Исчезнувшая

Режиссер: Дэвид Финчер

Гиллиан Флинн, «Исчезнувшая»
1 4

Снимали картину по одноименному роману популярной писательницы Гиллиан Флинн. Она же написала и сценарий, причем предъявив Финчеру жесткое условие: не отступать от сюжета книги ни на шаг. Финчер, разумеется, отступил (иначе не был бы собой), но все-таки не так далеко, как следовало. Поэтому фильм получился сильным, но местами нарочитым («хвост» тянется из романа).

Живет идеальная пара: милейший муж Ник (Бен Аффлек) и успешная, всеми обожаемая жена Эми (Розамунд Пайк). Эми очень популярна среди жителей города — ее родители в свое время выпустили серию детских книг «СуперЭми», главной героиней которых была их дочь. Жизнь хороша, как в рекламном ролике диетических хлопьев. Но внезапно Эми бесследно исчезает из дома, и тут выясняется — далеко не все было прекрасно. Ник оказывается под подозрением: полиция и весь город винят его в убийстве Эми. Чтобы доказать свою невиновность, Нику приходится отыскивать подсказки, которые оставила ему перед исчезновением жена: была у них такая причуда — загадывать друг другу загадки в стихах. Но Нику уже не до игры, ведь от подсказок зависит результат его собственного расследования, свобода и жизнь.

Хоть роман Флинн и относят к детективам, назвать его так нельзя. Это скорее история о психологии брака. Который, по идее писательницы — противостояние между супругами, подчас смертельное. Финчер попытался сделать акцент как раз на детективной стороне: в картине разворачивается два параллельных расследования. Одно ведет, разгадывая загадки, Ник, другое — инспектор полиции. Режиссер запутывает нас ровно настолько, насколько ему позволяет книга, но на самом интересном месте в дело вступает третья сторона: повествование ведет уже сама Эми, что сразу снижает градус интриги. И детектив превращается в семейные разборки, щедро приправленные псевдопсихологией из дамских романов. Сэр Конан Дойл оценил бы идею с записками, но вряд ли проникся образом стервозной СуперЭми — Ирен Адлер была гораздо сложнее и характерней.

Витце

Режиссер Фрэнк ван Мешлен

Фото с сайта: kinopoisk.ru


Бельгийский режиссер Фрэнк ван Мешлен решил снять детектив таким, каким он и должен быть.
Бывший комиссар полиции Витце живет на скромную пенсию и давно отошел от расследований. Тихая, размеренная жизнь одинокого обеспеченного пенсионера. Но судьба решает, что уходить на покой Витце еще рано, и вот уже в дверь комиссара стучит его коллега. Она несет Витце новость: убили дочь его сестры (с последней он не виделся почти три десятка лет). Ошарашенный тем, что у него, оказывается, была племянница, Витце отправляется в полицию посмотреть дело об убийстве. Ему сообщают: девушка стала жертвой серийного маньяка.

Опираясь на богатый опыт, герой сходу подмечает детали, пропущенные инспекторами, и тут же присоединяется к расследованию. Начинается скрупулезный сбор фактов, их тщательный анализ, ведь любой нюанс, скажем, освещение, падающее на автомобиль, может повернуть расследование в другую сторону. Словом, с Витце нашлось бы о чем поговорить самому Шерлоку Холмсу, не раз рассуждавшему о том, как важно различать по цвету пепел от сигар разных марок и применять методы дедукции.

Правда, не в пример своему гениальному предшественнику, Витце ведет расследование еще и в интернете. Но в отличие от всех остальных картин подборки, в этой драме все серьезно: присутствуют детальные описания пыток, которым маньяк подвергал своих жертв, и нет никакой фантастики и навороченных погонь. Витце не играет в «кошки-мышки», он занят серьезным делом — этому пожилому человеку в мешковатом пальто предстоит остановить сумасшедшего, уже нацелившегося на очередную жертву. Главное в картине — интеллектуальное и психологическое противостояние детектива и преступника. Поединок, в котором от первого требуется железная сила воли, умение проигрывать, настойчивость в достижении своей цели и незаурядная смелость.

Прежде, чем я усну

Режиссер: Роуэн Жоффе

Фото с сайта: kinopoisk.ru


Психологический детективный триллер с самым звездным подбором актеров. Николь Кидман, Колин Ферт и Марк Стронг разыгрывают любовный треугольник: муж — жена — врач жены. Жена страдает редкой формой амнезии: каждое утро она просыпается, забывая все, что было в предыдущий день. И вообще ничего о себе не помнит — картина складывается из семейных фотоальбомов, слов мужа и рассказов единственной подруги. Постепенно женщина начинает понимать (амнезия амнезией, а голова работает), что муж какой-то странный, да и слишком идеальная у них получается жизнь. Героиня заводит видеодневник, пытается собрать побольше информации и разгадать загадку своего брака.

Из явных плюсов картины — блестящая игра актеров, из минусов — прозрачная считываемость отгадки и вторичность сюжета в целом. Детективом эту историю можно назвать с большой натяжкой. Но женской аудитории, восторженно вздыхающей при появлении Колина Ферта на экране в любой роли, это не существенно.

Шерлок, 3-й сезон,

Режиссер: Джереми Лавринг и др.

Иллюстрация из книги: Трайб С. Шерлок. Большая книга самого интеллектуального сыщика. — М.: Аст, 2015. — 320 с.


Составляя подборку лучших детективов, нельзя не упомянуть о сериале, фактически вдохнувшем в персонажей Конан Дойла вторую жизнь. Собственно, этот проект и сериалом-то назвать язык не поворачивается — всего три сезона по три серии. Каждая примерно полтора часа по таймингу, со своим законченным сюжетом и качеством, каким может похвастаться не всякий полный метр.

О «Шерлоке» уже столько сказано, поэтому что не напиши, рискуешь повториться. В основу сюжетов сериала легли переработанные рассказы Дойла, а главные роли исполнили Бенедикт Камбербэтч и Мартин Фримен. Благодаря первому асексуальный аскет Шерлок превратился в кумира всех девушек мира, причем толпа фанаток не уменьшилась даже после того, как актер женился. Да и большинство зрителей интересует не тонкая дедукция и блестящие расследования обаятельного сыщика, а его многогранный характер и взаимоотношения с доктором Ватсоном. Кроме того, действие сериала происходит в современном мире, и стильные костюмы обоих частных детективов делают персонажей гораздо ближе к зрителю, чем героев первоисточника. Сложно сказать, узнал бы Конан Дойл в Камбербэтче своего Шерлока Холмса, но зрители более чем довольны.

Другие материалы автора

Анастасия Рогова

Деньги, горы, трупы: в прокат вышла драма «Эверест»

Анастасия Рогова

​Федор и Сергей Бондарчуки. Двойной удар

Анастасия Рогова

​Марс и ничего лишнего

Анастасия Рогова

​Магический реализм в авторском кино

Еще рецензии

Туркестан глазами блогера

Свечин Н. Туркестан. — М.: Эксмо, 2015. — 270с.

На новый роман Николая Свечина «Туркестан» еще не написано ни одной рецензии. То ли потому, что книга свежая, то ли потому, что толстая, то ли потому, что Свечин — все-таки не Борис Акунин, с которым нижегородского автора любят сравнивать поклонники жанра.

04.08.2015 Тексты / Рецензии

Дядюшка Абнер и Ко

Клерикальный детектив — история на любителя. Случайность или Божий промысел — такой же двигатель сюжета, как и логика автора. Да и сыщики (вне зависимости от их конфессиональной принадлежности) любят пофилософствовать. Окружающие в этот момент могут хоть поубивать друг друга, но минутки проповеди им не избежать.

21.08.2015 Тексты / Рецензии

​«Тарелка» раздора

Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о вышедшем в прокат фантастическом блокбастере Федора Бондарчука «Притяжение».

06.02.2017 Тексты / Рецензии

​«Гвидон»

Поэт и театральный критик Фазир Муалим о том, как в московском «Глобусе» поют Хармса.

09.02.2017 Тексты / Авторская колонка