— Давайте с самого начала. Что такое современный детективный комикс?
— На сегодняшний день это достаточно узкий жанр. Вообще первые американские комиксы были детективными. Крупнейшее издательство Detective Comics (или просто DC), планировавшее полностью посвятить себя выпуску детективов, еще в 1930-х годах начало печатать увлекательные и таинственные истории. Приключения крутого полицейского Дика Трейси (англ. Dick Tracy) до сих пор одни из самых известных (в 1990 году даже сняли одноименный фильм с Уорреном Битти в главной роли). И в DC думали продолжать в том же духе. Но в 1938 году в линейке издательства появился небольшой журнал Джерри Сигела, рассказывающий о странном человеке в облегающей голубой одежде с большой буквой «S» на груди. Рынок взорвался. Мир узнал Супермена (англ. Superman). А в комиксах началась эра супергероев. И детективщики столкнулись с проблемой. Ведь там, где действует персонаж со сверхспособностями, будь то Человек-Паук (англ. Spider-Man), Бэтмен (англ. Batman), Супермен или кто-то другой, полиция не нужна. В таком комиксе нет интриги. И задействованы совсем другие механизмы. Нам с самого начала сообщают, кто плохой, а кто хороший. И дальше акцент ставится на противостоянии — супергерой пытается поймать и наказать преступника. Полиция появляется лишь на последних страницах: Бэтмен или Супермен приводят злодея в участок, а копы надевают на него наручники. Однако сегодня многие супергерои заменяют не только полицию, но становятся судьями и даже палачами. Так, в 1974 году во вселенной издательства Marvel Comiсs (одном из крупнейших конкурентов DC) появился Каратель (англ. The Punisher) Фрэнк Касл. Обуреваемый жаждой мщения (его семья погибла во время бандитской разборки), он жестко вершит правосудие. Ничем не брезгует: убивает, шантажирует, похищает и пытает преступников.
Там, где действует персонаж со сверхспособностями, полиция не нужна
— Хорошо, а что происходит с комикс-детективом в Японии?
— В Японии очень много направлений. И все они, будь то «Шонен» (англ. Shonen) или «Чужой» (англ. Alien) рисуются по определенным правилам и достаточно герметичны. Но в семье «Шонен
» существует детективное ответвление «Саюри» (англ. Sayuri)». Главный герой — школьник или студент, по совместительству сыщик, часто помогающий полиции. «Саюри» — успешная большая манга. Так, «Тетрадь смерти» (англ. Death Note), нарисованная Такэси Обатой и Цугуми Обой, в 2007 году заняла 10-е место среди лучшей манги всех времен. Ее авторы задались философским вопросом: может ли убийство одних людей считаться благом для других? А основной персонаж, лучший ученик и сын полицейского Лайт Ягами решил идти к спасению мира кратчайшим путем — мальчик нашел Тетрадь смерти, подкинутую на Землю кем-то из богов, и взялся безнаказанно убивать преступников.
— Европейские графические детективы чем-то принципиально отличаются от японских и американских?
— В Европе с детективами сложнее. Потому что тут дело не столько в стиле (их множество), сколько в атмосфере и графике. И в принципе неважно, о чем идет речь: любви, убийстве или приключениях. Но и в европейских альбомах, если мы говорим о детективах, полиция на вторых ролях. Основной персонаж — не комиссар или инспектор, а молодой человек, журналист, частный сыщик, писатель, ввязавшийся в расследование. Но в отличие от литературы, где читатель, подстегиваемый интригой, стремится выяснить, кто же убийца, в европейских комиксах упор делается на историю. Причем очень важно, цветной перед нами комикс или черно-белый, смешной или серьезный. Так, во Франции распространена серия Филиппа Франка и Жанна Ван Хамме «Ларго Винч» (англ. Largo Winch). Номинально это детектив, но по форме, скорее, триллер. Сюжет не существенен. Истории строятся по одному принципу. После таинственной смерти миллиардера Неро Винча, влиятельная компания «W Group» перешла по наследству к его приемному сыну Ларго. Конкуренты: мафия, злоумышленники, мелкие недоброжелатели ополчились на молодого бизнесмена и в каждом выпуске пытаются разрушить грандиозную империю. То есть нам нужно не угадывать, кто же подличает и подставляет Ларго Винча, а следить за тем, как он снова и снова побеждает своих врагов. Попутно наслаждаться разглядыванием замечательных картинок. Атмосфера комикса примерно как в фильмах о Джеймсе Бонде: длинноногие красавицы, дорогие машины, огромные особняки. Другой известный и не менее красивый журнал — «Блэксад» (фр. Blacksad), созданный испанскими сценаристом Хуаном Диасом Каналисом и художником Хуанхо Гуарнидо — повествует о приключениях Джона Блэксада — черного кота с белым пятном на морде, расследующего преступления 1950-х годов в США. Но лично меня «Блэксад» увлекает не как саспенс, а как история про настоящую дружбу. Нельзя не упомянуть и знаменитого Тинтина (фр. Tintin), придуманного гениальным Эрже.
Эрже
Настоящее имя Жорж Проспер Реми (фр. Georges Prosper Remi) 1907-1983 — бельгийский художник, создатель легендарной серии комиксов о приключениях журналиста Тинтина и его верного друга — песика Милу. Работы Эрже, отличающиеся лаконичностью, юмором, захватывающими сюжетами и детальной прорисовкой элементов, считаются классикой жанра.
Справка RA:
— Кстати, о классике. Нынче Дойла и Кристи постоянно экранизируют и дописывают. А в комиксах их переосмысляют?
— В 1970-80-х годах, когда комиксы были на пике своего развития, художники сделали не очень удачное переложение романа Кон ан Дойла. Потом появилась еще парочка адаптаций, и тему закрыли. В комиксах масса собственных героев, да и переделывать классику на новый лад нет смысла.
— Сегодня литература и кино полны сложных персонажей. Кроме того, что детективы ведут расследование, они еще и увлеченно копаются в собственных патологиях. Героев комиксов эти темы волнуют?
— Современные комиксы испытывают те же влияния, что литература и кино. Особенно это заметно в европейском BD
. Например, в комиксе EXIT (рус. «Выход») французского писателя Бернара Вербера главная героиня — девушка Амадин после неудачных попыток покончить с собой находит в Интернете странный сайт. Он рассказывает о таинственной услуге для тех, кто хочет распорядиться собственной смертью. Но обязательное условие — перед тем, как уйти из жизни, нужно самому прикончить парочку человек. Сюжет — вариация знаменитого «Клуба самоубийц» (Роберта Льюиса Стивенсона), однако образ рефлексирующей героини заслуживает особого внимания. А еще, в 1990-х годах в Америке появилось много новых супергероев. Теперь речь идет не только о стопроцентно положительном Супермене, но о потерявшем память Росомахе (англ. Wolverine), бескомпромиссном Роршахе (англ. Rorschach) и других, одолеваемых сложными эмоциями Мстителях (англ. Avengers) и Хранителях (англ. Watchmen). К тому же последние — пример тяготения современного комикса к нуару и попыткам вернуть в супергерйские приключения интригу.
— Теперь особенно ценятся норвежские детективы. Но жестокость их зашкаливает. А в комиксах частенько жертв расчленяют и потрошат?
— Еще как! Но в отличие от литературы, размазанные кишки и фонтанирующая кровь давно прописались на страницах альбомов. Например, цикл интеллектуальных графических притч «Город грехов» (англ. Sin City), действие которых происходит в порочном и коррумпированном Байсин-Сити (от англ. Basin — Sin), просто захлебывается в жестокости. И если вы видели фильм, то примерно представляете, о чем я говорю. История о Конане (англ. Conan), вымышленном герое-варваре, не менее живописна. К тому же подобное изображение жестокости в комиксах часто делается специально для усиления эффекта. Ведь когда тебе не только рассказывают об ужасном убийстве, но еще и показывают его в подробностях — согласитесь, впечатляет. Однако читать такие книги именно из-за детальной визуализации сложно.
— И последний вопрос. Я не раз слышала об интерактивных комиксах, но в руках не держала... Что это такое? В чем суть?
— Интерактивных комиксов немного. Хотя появились они довольно давно. Некоторые, вроде Pif, aventure dont tu es le héros (рус. «Пиф, приключения, где ты главный герой») вовлекают читателя в действие. Предлагают роль того или иного персонажа. Принцип один. По ходу развития сюжета вы решаете, как поступить. Если перед вами дверь, вам предлагается выбор: открыть или пройти мимо. Исходя из ответа, автор отправляет вас к тому или иному параграфу. Но выпускают сегодня и полностью интерактивные комиксы. Скажем, с 3D картинками, к которым прилагаются цветные очки. Бывают альбомы, где, как в лотерее, нужно что-то стирать, разгадывать кроссворды, решать головоломки, преодолевать лабиринты. В общем, все, что можно сделать с бумагой, в современных детективных и приключенческих комиксах сделали.