Человек, отказавший Спилбергу
Текст: Артем Артемов
Фотография: с сайта kinopoisk.ru
Обозреватель Rara Avis Артем Артемов о том, как покоряя Голливуд, актер Олег Такратаров стал «Русским медведем».
Олегу Тактарову 49 лет. Он не жалел себя в молодости, прокладывая дорогу в большое кино. У него была установка, словно у терминатора, запрограммированного разыскать Сару Коннор, — стать артистом и сниматься в кино, причем не абы в каком. Несмотря на то, что Тактаров и кинематограф кажутся несовместимыми и не должны были пересекаться, актер всячески отстаивал менталитет русского человека на чуждой ему территории и невольно воплотил «американскую мечту» — упорством и трудолюбием добился заветной цели. Вопреки всем обстоятельствам.
Тактаров — один из немногих наших соотечественников, кому удалось прославиться за океаном в качестве актера. Наследие, оставленное им в Новом Свете, конечно, заметно скромнее, чем у знаменитого драматурга и лицедея Михаила Чехова, который в 1946 году удостоился номинации на «Оскар» за роль в фильме «Завороженный». Чехов разработал свою систему актерского мастерства, по его методике добилась успеха не одна плеяда международных звезд. Но, как и Чехов, Тактаров не обладает смазливой голливудской внешностью, что, несомненно, сказывается на карьере.
Зато Тактарова никто не подвергал общественной обструкции, в отличие от Годунова (белокурый здоровяк с автоматом в «Крепком Орешке») * — знаменитый артист балета, который в 1979 году во время гастролей Большого театра в Нью-Йорке попросил политического убежища в США, чем вызвал возмущение руководителей СССР. Его обвиняли в предательстве социалистической идеологии. , Тактаров уехал из страны, когда о нем практически никто не знал. СССР распался, железный занавес пал, каждый был волен сам выбирать свой путь.
Казалось бы, на заре тотальной безработицы и безденежья, когда экономическая разруха особенно ударила по регионам, Олег Тактаров, будучи мастером спорта по самбо и джиу-джитсу, мог запросто вступить в местную ОПГ, заняться «крышеванием», выбиванием долгов или чем-нибудь похуже. Однако отец Тактарова был военным, поэтому прививал сыну с детства строгую дисциплину, отдал в спортивную секцию вопреки его желанию посещать театральный кружок. Да и вырос Олег Тактаров в Сарове (бывшем закрытом городке — Арзамас-16), отличавшемся хорошей образовательной базой. Выиграв несколько областных любительских турниров, в 1993 году он одержал победу в международном чемпионате в Латвии. На призовые деньги он купил билет и улетел покорять Америку, где его никто не знал, где в него особо никто не верил. В тот период за океан эмигрировали тысячи, успеха добивались единицы.
Два года Тактаров просуществовал за чертой бедности, другие бы опустили руки и начали прикладываться к бутылке. Тактарову же пригодились навыки, приобретенные еще в молодости. Он участвовал в выставочных турнирах, на одном из таких его заприметили владельцы перспективного Ultimate Fighting Championship (UFC). Его позвали поучаствовать в пятом по счету соревновании, которое проводилось в Северной Каролине. Сам Тактаров выходил в октагон под псевдонимом «Русский медведь», публика после нескольких проведенных боев уже скандировала: «The Russian Bear! The Russian Bear!». Он был немногословен, хладнокровен, чрезвычайно сконцентрирован на сопернике и бескомпромиссен в схватке, не прощал ошибок.
Фраза добиваться успеха кровью и потом — для него не пустой звук
Лицо Тактарова к концу боя, как правило, походило на кровавое месиво. Тогда, в 1995 году, правила смешанных единоборств не были строго регламентированы, как сейчас. Допускались удары коленями в голову противника, когда тот находился в партере
*
— это борьба в положении лежа
, на руках отсутствовала защитная экипировка, не было деления на весовые категории. Оттого Тактаров вынужденно бился с бойцами, значительно превосходящими его по габаритам — 10-15 килограмм преимущества у одного из спортсменов считалось нормой. Обычно бой протекал в одностороннем порядке, Тактарова нещадно пытались деклассировать, он стоически выдерживал хай-кики и лоу-кики
*
— Хай-кик — удар ногой в голову; лоу-кик — удар ногой в бедро
. И как только фаворит начинал выдыхаться, давал слабину, условный аутсайдер мастерски применял удушающий или болевой прием, выиграв, таким образом, почти все свои поединки.
Самым памятным днем в спортивной карьере Тактарова считается 16 декабря 1995 года, тогда он за один вечер победил трех опасных бойцов, став чемпионом UFC 6. Покидал он восьмиугольник в сопровождении врачей и с кислородной маской на лице. Фраза добиваться успеха кровью и потом — для него не пустой звук.
Наши соотечественники узнавали о его триумфе на диковинном турнире по пиратским кассетам, продававшимся на радиорынках, в ларьках или в подземных переходах. И тем паче было удивительно обнаружить Тактарова-актера в одном фильме с легендарным Робертом Де Ниро. Это казалось невероятным. Но только не для самого Олега. Призовые деньги он потратил на обучение в одной из лучших североамериканских школ актерского мастерства. Обучение давалось тяжко, пришлось изрядно покорпеть и подтянуть язык, без свободного владения английским двери бы в голливудские студии закрылись.
Но, даже изъясняясь на ломаном английском, со скудным словарным запасом, он умудрился засветиться в «Самолете президента» (1997), в патриотическом блокбастере Вольфгана Петерсена, где солировали Харрисон Форд и Гэрри Олдмэн. Олег Тактаров промелькнул в роли тюремного надзирателя (съемки с его участием составили всего один день).
Полноценный дебют состоялся в 2001 году в остросюжетном триллере «15 минут славы». Тактаров прошел кастинг, обойдя несколько тысяч претендентов, причем дебютировал сразу в перворазрядном кино, способном возглавить американский прокат, поскольку на обложке красовался Роберт Де Ниро (детектив Эдди Флеминг).
Тактаров изображал одного из двух маниакальных социопатов (второго психа играл чешский актер Карел Роден), перебравшихся в США из Восточной Европы. Начиная с мелких проделок, они становятся гораздо изощренней. Оба хотят прославиться. И массмедиа, падкие на горячие сенсации и бульварщину, все больше подталкивают нездоровую парочку к новым «подвигам».
Картина получилась противоречивой, свой бюджет (60 миллионов долларов) она не отбила, «15 минут славы» больше критиковали, нежели хвалили. Но для Тактарова — это был персональный успех. Он изобразил недальновидного парня, хронически склонного к насилию, которое для него сродни развлечению. Его герой запечатлевает на украденную камеру пленяющие виды Нью-Йорка, потом с той же легкостью устремляет объектив на последующие убийства. Созданный образ получился не блестящим, но впечатляющим, Тактаров уверенно смотрелся в кадре с более опытными партнерами по съемкам. Примечательно, что эпизодическая роль в «15 минутах славы» досталась Владимиру Машкову.
...он всегда старался как можно дальше дистанцироваться от образа головореза, но продюсеры неизменно предлагали ему роли однобоких бандитов
Закрепить позиции Тактарова в Голливуде должен был ремейк оригинального фантастического экшна 1976 года «Роллербол» (2002). В Казахстане проводятся умопомрачительные соревнования. Их популярность набирает обороты, и к ним присоединяются за кругленькую сумму два самых популярных спортсмена из США. Картину ждало катастрофическое фиаско, помимо того, что критики прозвали ее неудачником года, 70-миллионные вложения не окупились совсем. Тем не менее вины Тактарова в провале нет. Как и Жана Рено, который составил «Русскому медведю» компанию на съемках. Олег подмечал в интервью, что режиссер Джон МакТирнан сидел на антидепрессантах и ухлестывал за обслуживающим персоналом, и поэтому он уже тогда сильно сомневался в кассовом успехе ленты. У Тактарова была второстепенная роль бывшего шахтера, а ныне популярного гладиатора на роликах Олега Денекина. Его протеже — могучий, добронравный парень. Он не прочь вышибить дух из соперника, провести на афтерпати обычных работяг, опрокинуть с ними рюмку другую, и приоткрыть глаза главному герою на истинный мотив спортивного шоу. Под конец обзовет протагониста «тупым ковбоем» и со словами: «Они его убивают» полезет на амбразуру, раскрыв зрителям подноготную данного кровавого представления. От Тактарова не требовалось чего-то сверхъестественного, фактически играл самого себя, за исключением финального спича на русском языке. Тем не менее он запомнился своей фактурностью и одной из немногочисленных ролей положительного героя в своей американской фильмографии.
Тактаров — брутальный атлет. Таким его сделала природа, гены и он сам. И оказала тем самым медвежью услугу, он всегда старался как можно дальше дистанцироваться от образа головореза, но продюсеры неизменно предлагали ему роли однобоких бандитов и топорных верзил. Он выкручивался как мог, но позиция начальства была непреклонной — будешь тупой пробивной силой, законченным бандитом.
В «Плохих парнях 2» (2003) Майкла Бэя он появляется на пять минут в элегантном костюме, со стильной стрижкой, затем оказывался в одной рубашке и карандашом за ухом, подсчитывая грязные деньги. Таким стильным и эффектным его не запечатлевал ни один режиссер. Пара фраз от его персонажа: «Меня хотят облапошить, где наша выгода, звони боссу сам», — вот и вся роль. Его Джозеф — бывалый уголовник, прибывший в США творить грязные делишки. Майл Бэй сделал из него обаятельного преступника, пускай и выделил для него минимальный хронометраж экранного времени.
Приключенческая лента «Сокровища нации» (2004) стала поворотным событием в карьере Тактарова. Он окончательно распрощался с мечтами об американской карьере. Когда в монтажной комнате по навету студии его экранное время урезали донельзя, оставив в сухом остатке пару эпизодов, опять представив Олега в образе узколобого верзилы, он пребывал в ярости. Но не затаил обиду, наверное, просто понял, что его держат в золотой клетке, и его актерские наработки и честолюбие обходят стороной.
Удостоверился в необходимости срочных перемен после «Хозяев ночи» (2007), опять злосчастные пятнадцать минут славы в виде этнического представителя русской мафии, который налаживает связи с продажным полицейским, а потом получает заточкой в горло и выстрел картечью в затылок из дробовика. Надо признать, смотрелся он в роли отморозка очень органично, особенно запомнилась его фраза: «долбанные Микки-Маусы», характеризующая безропотность местных блюстителей порядка. И говорил он это в лицо Хоакину Фениксу и Еве Мендес, будто бы вымещая накопившуюся злобу и нереализованность на всю Фабрику грез. Фильм был представлен на Венецианском кинофестивале, но главной награды не получил.
С тобой великаны киноиндустрии, а ты не можешь вымолвить и слова
После этого Тактарова можно было увидеть в «Праве на убийство» (2008), незамысловатом детективном триллере, где он затесался между двумя колоссами киноиндустрии — Робертом Де Ниро и Аль Пачино. Тактаров изображает неоднозначного русского, из него извлекли шесть пуль и теперь от него требуется дача показаний. Его опять называют «Русским зверем». С тобой великаны киноиндустрии, а ты не можешь вымолвить и слова — это была последняя капля.
В итоге Тактаров вернулся на родину, тут его приняли с распростертыми объятиями. Предоставили пару центральных ролей, благодаря которым он смог раскрыться, как актер по-настоящему. Только есть одно но, как сказал персонаж Кирилла Серебренникова из трагикомедии «Изображая жертву» в самом начале картины, если утрировать, наше кино находится в том месте, откуда его уже неприлично доставать. Свежий «Викинг» это подтверждает. Поэтому дальнейшие проекты — явно не то, к чему стремился Олег Тактаров. Романтизация бандитизма и примитивный сценарий в «Монтане» и чудовищное развлекательное кинопредставление в «Мальтийском кресте» просто не соответствовали уровню и амбициям актера.
В Голливуд крайне сложно попасть, еще трудней туда вернуться. Особенно, когда Стивен Спилберг лично позвал актера в квадриквел * — четвертая часть последовательного произведения про «Индиану Джонса», а ты ему отказал. Любой бы не раздумывая ответил трижды «да!», тем более, если заслуженный мэтр зовет тебя в картину, отводит довольно-таки заметную партию и готов с тобой поработать в культовой франшизе. Тактаров не увидел в своем персонаже искры, индивидуальности, только набор примитивных штампов, поэтому ответил отказом. Он сжигал мосты, не собирался вживаться в роль типичного русского с одной извилиной, который только и делает, что матерится и размахивает кулаками. Роль досталась его коллеге и товарищу Игорю Жижикину.
Именно Жижикин чуть ли не пинками погнал Тактарова на пробы фильма «Хищники» (2010), где небезызвестный Роберт Родригес («От заката до рассвета» 1995; «Факультет» 1999) сразу для себя решил при виде скучающего Тактарова — роль наемника Николя отводится именно ему.
О Тактарове еще помнят на Западе, хотя, возможно, он хотел, чтобы о нем позабыли
И он не подвел, выделялся на общем фоне остальных партнеров по сиквелу. Фильм вышел средний и скучный, ленте не хватало динамики и хорошо прописанных персонажей. Хоть разноплановая команда и должна была приковывать внимание, а сражения со злостными инопланетянами держать в напряжении, этого не получилось. Вышел проходной блокбастер, где на фоне безликих разномастных наемников единственным светлым пятном стал ветеран боевых действий Николай, которого играл Тактаров.
Он неоднократно пересматривал оригинал со Шварцнеггером, вбирая все тонкости и нюансы, дабы лучше вжиться в роль. И в моменте, когда Николай начинает скользить по обрыву, Тактаров, как и герой Шварца в фильме 1989 года, произносит полюбившееся: «Shit». Отличие — он в тельняшке. И погибает героически, забрав с собой одного из матерых монстров. Правда, есть нюанс: предсмертной репликой могла стать фраза: «Ну и рожа у тебя, Шарапов», Тактаров всячески настаивал на ней, дабы побаловать российского зрителя полюбившемся афоризмом, но его отвергли. Его Николай — лучшее и самое запоминающийся, что было в фильме.
Последний проект, где его можно выделить, стала экранизация скрытного писателя Виктора Пелевина Generation P, образ братка Вовчика, разглагольствующего про национальную русскую идею, удостоился личной похвалы от ведущего кинокритика России Ларисы Малюковой.
В настоящий момент Олег Тактаров проводит семинары по боевым искусствам, слывет заносчивым и скучным собеседником, поэтому его не особо жалуют журналисты. Он попадал в неприятные истории с пьяным дебошем. В США он не рвется, потому что не видит там особых перспектив, хотя периодически проводит в Америке мастер-классы по боевым искусствам, пробовал себя в качестве режиссера, сочиняет смешные частушки, и, конечно, снимается в фильмах. Но не в тех, которые заслуживает. К его услугам прибегли в компьютерном шутере, пригласили на озвучку в игре Battlefield 3, которая стала успешней по финансовым показателям, чем любой средний западный проект. Потом позвали озвучивать одного из героев в культовом игровом сериале Resident Evil: Racoon City. О Тактарове еще помнят на Западе, хотя, возможно, он хотел, чтобы о нем позабыли. Но шлейф побед тянется за ним до сих пор. И можно быть уверенным, такой человек, как Олег Тактаров еще вытащит лотерейный билет с путевкой в большое кино.