Туркестан глазами блогера
Текст Евгения Коробкова
Иллюстрация предоставлена ИД «Эксмо»
Свечин Н. Туркестан. — М.: Эксмо, 2015. — 270с.
На новый роман Николая Свечина «Туркестан» еще не написано ни одной рецензии. То ли потому, что книга свежая, то ли потому, что толстая, то ли потому, что Свечин — все-таки не Борис Акунин, с которым нижегородского автора любят сравнивать поклонники жанра.
Главное действующее лицо романов Свечина — сыщик Алексей Лыков. Он и есть свечинский Фандорин. Правда, в последнем романе Лыков уже год как не сыщик, а лесопромышленник. На календаре июнь 1894 года, по стране прокладывают железную дорогу. Хорошо пристроившийся Лыков вместе со своим другом и бывшим коллегой Титусом едут в Ташкент покупать лес и шпалы. Народная мудрость совершенно не зря гласит: сыщик везде найдет то, что ищет. Поэтому и Туркестан встречает Лыкова не хлебом-с-солью с лесом и шпалами, а как по заказу — трупами да убийствами...
Больше всего роман похож не на детектив, а на записки блогера-путешественника. Если вы собрались в железнодорожный вояж по Туркестану образца 1894 года, то: отведайте борща на станции Зерабулак, купите редких коричневых мерлушек во время остановки в Каракуле, ни в коем случае не выходите в Мерве — там свирепствует пендинка, обезобразившая лица жителей...
Существенную часть книги герои глазеют в окошко поезда, а случайный попутчик Иван Осипович Скобеев честнейшим образом выполняет роль гида, рассказывая все, что добыл автор в процессе работы над сочинением: как выглядела каждая станция, что ели и пили, что приобретали и чего боялись герои-путешественники. И уж конечно занудноватый сосед-экскурсовод не упустит повода порассуждать об увиденной флоре. Что там, хлопковые поля? — получите исчерпывающие сведения о хлопководстве Туркестана. А это что за дерево? Саксаул? А знаете ли вы, что саксаулами топили паровозные топки? О, полынь, как кстати. Полынь в Чимкенте особого сорта, из нее готовили глистогонное средство...
Примерно то же повторяется на пути из Самарканда в Ташкент. В качестве бонуса — подробнейший экскурс по рынку, чайхане и даже публичному дому, где наши запасы полезной информации обогатятся сведениями о том, что изделия из металла искусственно состаривали с помощью навоза, а для утех в публичных домах могли предложить и мальчика, и ослицу, и девочку пяти лет.
Не будем ставить в вину автору картон, использованный для изготовления персонажей
Несомненный плюс книги: при желании описания можно «прокрутить» и читать дальше практически с любого места.
Очень нехотя и через силу экскурсионная часть книги сменяется детективной. За отправную точку которой автор взял интереснейший факт из истории колонизации Туркестана: за убийство русского в XIX веке власти отбирали у жителей аулов две тысячи десятин земли. Делалось это не корысти ради, а из заботы о «русском Ташкенте». Голод 1891 года погнал из центральной России в Ташкент толпы народа, так, что вскоре русским перестало хватать выделенных на территории наделов. Нужно было думать, как увеличить занимаемые площади, и закон, безусловно, пришелся как нельзя кстати
Не будем ставить в вину автору картон, использованный для изготовления персонажей, неубедительность и скомканность сюжетной линии, тяготение непосредственно детективной части к жанру роликов «магазин на диване», где на каждое действие главного героя найдется умник-комментатор, разъясняющий смысл девайсов. Какой марки ружье в руках у героя, сколько халатов надето на тело местного жителя... Огрехи легко прощаются, ведь по наитию ли или по расчету, но «Туркестан» Свечина уложился в зарождающийся тренд. Сегодня вновь входит в моду русская литература, написанная на ином этническом материале. Исчезнувшее было направление вступило в фазу ренессанса. А что касается не слишком продуманного детективного сюжета... то любителям свечинской прозы не надо объяснять, что истинная детективная сторона книги — не в работе сыщика Лыкова, а в работе читателя. Сможем ли мы подловить автора на вранье? Погрешил ли он против истины, заставив дервишей пить из скорлупы не растущих в Азии кокосовых орехов? Прав ли был, выкрасив дворец Великого князя Романова в «оранжево-красный цвет», хотя постройки из жженого кирпича в Туркестане не красили...
Найти брешь в неприступной и продуманной троянской стене свечинского текста — вот задача, превращающая блогерский текст в увлекательный детектив.