18+
03.05.2017 Тексты / Рецензии

​«Идеаль» — надежды и печаль

Текст: Жаннат Идрисова

Фотография с сайта kinopoisk.ru

Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о вышедшей в прокат комедии Фредерика Бегбедера.

Октав Паранго уж не тот. Измельчал. Нет в нем прежней породистости, снобизма, цинизма. Нет наплевательства на сильных мира сего во имя идеи. На смену этому пришли суетность, подобострастие и почти старческое сластолюбие. Такой вывод наверняка сделают поклонники фильма «99 франков» Яна Кунена, посмотрев вышедшее на большой экран продолжение картины — «Идеаль» Фредерика Бегбедера. Эти же фанаты могут задаться вопросом: «И что? В чем смысл таких изменений?» Тут хорошо бы, чтобы кто-то им сказал: «А смысла в этом вы не ищите. Просто наслаждайтесь. Если сможете».

Напомню: «99 франков», снятый почти 10 лет назад по одноименному роману Бегбедера, был злой сатирой на современный рекламный бизнес. Его герой Октав Паранго (Жан Дюжарден), гений рекламы, пижон и наркоман, начинает втайне ненавидеть систему, частью которой он является. Октав понимает, что его баснословные заработки — результат зомбирования потребителей, изощренного манипулирования их сознанием. В конце концов, он решается на открытый бунт против своей «матрицы». Этот протест выражается в гениальном уничтожении рекламной кампании, которая принесла бы ему деньги и продвижение по службе.

А что же новый Октав, из «Идеаля»? Герой (здесь его играет Гаспар Пруст) оставил рекламный бизнес и стал модельным скаутом крупнейшей косметической фирмы «Идеаль» (название прозрачно намекает на реальный косметический концерн; явно обыгрывается даже слоган, в жизни «Ведь вы этого достойны!», в фильме — «Без нас вы отстойны!»). По долгу службы Паранго должен искать по всему миру моделей, интересные лица для продвижения бренда. Этой своей обязанностью Октав манкирует, предпочитая поставлять смазливых девушек в бордели олигархов (русских в том числе), а также наслаждаться жизнью в барах, клубах, ресторанах и тех же самых борделях.

Однако в какой-то момент бывшему рекламщику и нынешнему скауту приходится заняться своей работой всерьез. Все потому, что в недобрый час топовая модель «Идеаля» Моника Пинчон (Камилль Роу) не находит ничего лучше, чем заняться сексом со своим бойфрендом перед включенной камерой. Видео попадает в Интернет, и поднявшийся в результате скандал, который, возможно, вскоре утих бы, если бы не одно пикантное обстоятельство: Моника во время любовных утех была в фуражке нацистского офицера и выкрикивала соответствующие лозунги и приветствия. Ну, а потом невольная порноактриса решила выступить с заявлением-оправданием, в котором были фразы: «Я не нацист... И ничего не имею против евреев... У меня и продюсер еврей, и банкир... Они трудолюбивые и умные, наверное, поэтому такие богатые... И я уважаю всех людей, независимо от того, к какой расе они относятся — к высшей или низшей...»

Аллюзии на Монику Левински, тема Pussy Riot, украинских феминисток — уже даже не смешно!

После этой серии пердимоноклей акции компании, ежегодная прибыль которой составляет четыре миллиарда долларов, обрушиваются со страшной силой. «Мы несем колоссальные убытки, — истерит босс концерна, трансгендер Карина Ланг (отличная работа Джонатана Ламбера) на совещании топ-менеджеров. — Нужно срочно что-то делать!»

Решение директоров вполне очевидно: срочно отыскать новую модель, такую, чтобы соответствовала всем канонам красоты не только физической, но и духовной. «Нужна девственница!» — заявляет Ланг и командирует скаута Паранго и арт-директора фирмы Валентину Винфельд (Одри Флеро — на высоте) в Россию, на поиски пленительной и одновременно целомудренной модели.

Двое коллег отправятся в нашу загадочную непредсказуемую страну, где на пути к заветной цели будут преодолевать страшнейшие препятствия, в частности, прием у миллиардера Александра Горлова (Алексей Гуськов местами немного переигрывает, но все равно хорош), где угощают коктейлями «водка+кокаин». Получится ли у них найти то, что нужно для спасения «Идеаля»? Предлагаю это увидеть. Интрига, пусть и не лихо закрученная, здесь все же есть.

Надо сказать, все то время, что смотришь фильм Бегбедера, не можешь отделаться от мысли, что многое в нем покрыто гламурной пылью, всюду приветы из 90-х или начала 2000-х. Цинизм модельного бизнеса, когда боссы агентств на кастингах разглядывают девушек как лошадей, хамят им — разве это не отработанная тема? Это все нам знакомо ну, хотя бы из отечественного «Глянца» Андрона Михалкова-Кончаловского. Аллюзии на Монику Левински, тема Pussy Riot, украинских феминисток — уже даже не смешно! И, кстати, во время сеанса те, кто помнит лучшие образцы рекламы 90-х, наверняка пару раз повторит с улыбкой слоган из ролика Дениса Евстигнеева: «В Самаре самые красивые девушки!»

А вот что заслуживает в «Идеале» внимания, чем он ценен, так это идеей о близости идеологии модной (косметической) индустрии и нацизма. И там и там устанавливаются жесткие стандарты, при несоответствии которым человек уничтожается — физически (нацистами) или морально (представителями фэшн-мира). Такие грозные предупреждения о том, как опасна тяга к идеальным пропорциям, никогда не лишни.

Еще из плюсов — местами добротный юмор, а также явно проглядывающая симпатия к женской части России. Ну, и лично мне, уроженке Самары, волжская тема очень согрела душу. Очень.

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

​Джульетта без Ромео

Жаннат Идрисова

​Безупречная женщина в «голом»

Жаннат Идрисова

​Алексей Леонов: «Время первых» — правдивый фильм

Жаннат Идрисова

​В сад, за любовью