18+
26.09.2016 Тексты / Статьи

​4 проекта Сергея Летова

Текст: Мария Нестеренко

Фотография Макс Дарт maxdart.net

24 сентября исполнилось 60 лет Сергею Летову — легендарному музыканту, одному из пионеров новой импровизационной музыки. По этому случаю обозреватель Rara Avis Мария Нестеренко вспоминает четыре вошедших в историю проекта, в которых участвовал Летов.

«Поп-механика» Сергея Курехина

«Поп-механика» — проект пианиста, композитора и шоумена Сергея Курехина, яркий пример синтетического искусства. Объединение не предполагало какого-то постоянного коллектива, Курехин привлекал к участию самых разных музыкантов, преимущественно — членов Ленинградского рок-клуба. Также Курехин выводил на сцену гусей, лошадей, змей, парикмахеров и голых арфисток. Одним из немногих музыкантов, составлявших «костяк» «Поп-механики», был Сергей Летов, в отличие от рок-клубовцев он говорил на одном музыкальном языке с Курехиным. В 1989 году фирма «Мелодия» выпустила альбом «Полинезия. Введение в культуру». Вторая сторона этого винилового диска была записана дуэтом с Летовым.

Три «О»

Ансамбль Три «O» основан в Москве в 1985 году Сергеем Летовым и Аркадием Кириченко. В 1985-1989 годах участниками ансамбля был и Аркадий Шилклопер (валторна). С 1989 с ансамблем выступал Александр Александров, с 1992 — Юрий Парфенов. Первоначальное название, позаимствованное из «Улисса» Джойса звучало, как «Три отверстия женщины», затем оно сократилось до «Трех отверстий» и наконец до Три «О». Последний вариант не оскорблял нежные уши советских цензоров.

По словам самого Сергея Летова, коллектив Три «О» исповедовал принцип «Лебедь, рак да щука»: каждый музыкант на чем-то специализировался. Шилклопер занимался академической музыкой, Кириченко играл диксиленд в группе «Доктор джаз», сам Летов в ту пору больше всего занимался музыкальным авангардом и художественным акционизмом. А Три «О» находился вне всяких стилей. По мнению Летова, ансамбль был «не только джазовым и не столько джазовым, а скорее отсылкой ко всей музыкальной культуре»

Группа «ДК»

Концептуалисты и зачинатели lo-fi music * — направление, намеренно эксплуатирующее низкое качество записи в России, для которых эксперимент со звукозаписью не менее важен, чем эксперимент с разными регистрами культуры. «ДК» иронически переосмысливали советскую эстраду, в том числе и рок-музыку, дворовую песню, на выходе получались «стилизаторские фейки, глумление и сарказм». Сергей Летов принимал активное участие в деятельности группы с 1984-го по 1990 год.

«SAX-Мафия»

Проект, возникший по инициативе саксофониста Эдуарда Сивкова. Квартет состоит из однотипных инструментов разного регистра, то есть саксофонов:

Николай Рубанов — бас, баритон, тенор, альт и сопрано саксофоны, бас-кларнет.

Эдуард Сивков — сопрано, альт, C-Melody, тенор и баритон саксофоны, бас-кларнет.

Сергей Летов — бас, баритон, тенор, C-Melody и сопрано саксофоны, бас-кларнет.

Юрий Яремчук — тенор и сопрано саксофоны, бас-кларнет.

Саксофон не особенно приспособлен для ровного аккомпанемента, тем интереснее следить за ходом музыкальной мысли. Принципом организации материала является импровизация, музыканты находятся между собой как бы в диалоге:

Другие материалы автора

Мария Нестеренко

​Николай Проценко: «Валлерстайн был еретиком»

Мария Нестеренко

​Майя Кучерская: «Движение от своего опыта к чужому»

Мария Нестеренко

​5 военных песен в необычном исполнении

Мария Нестеренко

​Подпольные песни Трушинского фестиваля