18+
25.10.2017 Тексты / Статьи

​Что такое древнееврейская магия?

Записала: Алена Бондарева

Фотография: предоставлена проектом «Эшколот» / Николай Бусыгин

15 октября, в рамках образовательной программы проекта «Эшколот», проходящей при поддержке фонда «Генезис», в библиотеке Достоевского профессор религиоведения Юваль Харари рассказал о заклинаниях, волшебных чашах и магических черепах древних евреев.

В начале выступления Юваль Харари * — исследователь, профессор еврейской мысли и фольклора израильского Университета Бен-Гуриона, автор множества статей о еврейской магии. заметил, что будет говорить в основном о магических предметах и еврейской магии, которые появилась еще до эпохи каббалы (период древней и поздней Античности).

Время

Магия была частью еврейской культуры с древнейших времен, которые зафиксированы в самых старинных памятниках еврейской письменности, в Библии. Но если говорить не о каких-то описательных источниках, а о самих магических предметах и оригинальных текстах, то многие дошли до нас с более позднего времени.

Такие материальные источники, касающиеся еврейской магии, затрагивают период с III-IV по XIII века. Это период до каббалы, ее появление сильно повлияло на еврейскую магию.

Начиная с XIII века магические практики стали называть практически каббалой. Но перемена названия не привела к кардинальным изменениям самих древних магических практик.

Что такое магия?

Я хочу прояснить несколько понятий. Вообще издревле ведутся споры о том, как определить магию, границы магического в культуре, чем магия отличается от религии или науки. «Магия» на иврите обозначается словом kishuf, которое иногда переводят как «колдовство», по поводу этого понятия всегда ведутся споры. Мы в рамках нашей лекции согласимся с тем, что магия — система верований и прежде всего практик, задача которых повлиять на состояние мира, изменить его, обращаясь к средствам, связанным со словом: к заговорам, заклинаниям и прочему. И вот это изменение мира при помощи ритуала, имеющего в своем ядре вербальную формулу, и дает нам определение того, что такое заклинание. На иврите это le-hashbia.

Вообще вся еврейская магия основывается на вере в большие возможности языка, слова и в то, что они могут менять мир. И в этом магия не очень сильно отличается от мейнстрима иудаизма, который считает, что мир был сотворен при помощи слова и что самая важная часть служения — молитва. То есть представление о силе языка и силе слова общее для еврейской магии и иудаизма в целом. Но в чем же тогда отличие? Магия считает, что при помощи определенных святых имен можно повлиять на небесные сущности, прежде всего ангелов и другие небесные силы, чтобы они проявились в мире и принесли определенную пользу людям. Благо тому, кто обладает знанием, тому, кто заклинает.

Еврейская магия XX-XXI веков

Но я хочу подчеркнуть, несмотря на то, что мы будем говорить про древность и древнюю магию, эта магия не осталась только в прошлом. В том обществе, где я живу в Израиле XX-XXI веков, она по-прежнему существует.

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»


Перед вами кусок бумаги, который был написан в начале 1940 годов в Иерусалиме и отправлен человеку по имени Авраам Дехоки. Здесь содержится три магических средства, предназначенных для убийства Адольфа Гитлера. Эта бумага, касается того магического фронта, который открыли иерусалимские каббалисты против Гитлера и немцев в начале 1940 годов, когда Роммель приблизился к Суэцкому каналу и возникла реальная опасность захвата Палестины нацистами. В то время многие каббалисты пытались остановить наступление нацистов и перевернуть ход Второй мировой войны при помощи разных магических средств.

Описываемый ритуал — некоторые агрессивные действия, их задача привести к смерти Адольфа Гитлера. Речь идет о том, что нужно купить петуха, назвать его Адольф Гитлер, растить в своем доме, а потом разными неприятными способами умертвить. Или, другой вариант, сжечь святые имена ангелов, чтобы вызвать их гнев, и направить его на Адольфа Гитлера и так далее.

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»


Еще один пример относится к началу 1960 годов. Тарелка с заговором. В нем говорится о том, что демон женского пола (его имя — Черная дочь черной) должен выпить кровь некой Фрехи (Freha) дочери Рахмы (Rahma). На самом деле перед нами цветочный горшок, на дне которого записали заговор. Горшок был брошен в озеро Кинерет для того, чтобы его не разбили, и тем самым не разрушили заклятие. Озеро Кинерет должно было хранить эту тайну, но мальчики-ныряльщики вытащили этот предмет со дна, увидели надпись. Позже горшок подарили президенту Бен-Цви, который был этнографом и фольклористом. И таким образом, горшок попал в поле зрения ученых.

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»


Другой пример так называемая Таса (Tasa), магическая тарелка, предназначена для исцеления, была найдена на новом кладбище в израильском городе Иерухам (Yeruham) в 1997 году. Вызвала большой интерес и общественную дискуссию на тему современной магии.

Современные маги

Сегодня в Израиле живет Исраэль Мейер Альмагор, он занимается тем, что пишет различные заклинания и заговоры. В 2005 году он издал сборник магических рецептов, которые собрал из древних рукописей. Еще один каббалист Шимон Коэн, он изготавливает разные магические предметы. Его семья, приехав из Марокко, привезла с собой много разных рукописей и книг с магическими рецептами, все ингредиенты североафриканские и марокканские. И вот уже в Израиле он мне с гордостью рассказывал о том, что свои баночки и скляночки заказывает из Марокко.

Он изготавливает тарелки, на которые нанесены заклинания (которые нужно смыть, а воду выпить), магические сервизы, амулеты, предназначенные для разных мест — на каждом написано, куда его класть.

Но я не хочу, чтобы у вас создалось впечатление, будто в современном Израиле все занимаются магией. Это, конечно, не мейнстрим, но магия присутствует, ее можно легко увидеть среди религиозного населения.

Магия и интернет

В интернете множество сайтов, которые предлагают как обычные магические товары, так и более изысканные. Например, микрофильм каббалистической книги «Зогар», который нужно хранить в специальном футляре в доме, и он будет работать как оберег. На другом сайте представлены кольца с надписями, на которых записаны известные магические имена. Есть и более ароматный пример. Дорон Армоза (Doron Armoza) предлагает смеси масел и различных субстанций, которые кодируют на случай любви, защиты и плодовитости.

Источники

Но поговорим о прошлом. Что касается источников древней еврейской магии, очень важно разделять два типа — внутренние и внешние. Внешних, косвенных, источников много. У нас есть вся Библия, где присутствуют упоминания каких-то практик, литература эпохи Второго Храма, есть Иосиф Флавий, раввинская литература, литература караимов, сочинения Маймонида и так далее. Все эти люди не были магами, но им было что сказать про магов и их практику, как правило, что-нибудь критическое. Поэтому мы имеем очень большой корпус литературы о магии.

Однако в последние десятилетия ученые все больше занимаются изучением внутренних источников, то есть тех практиков, которые верили в то, что они пишут. Эти внутренние источники важны для нас, потому что дают нам доступ к внутреннему пониманию механизмов этой магии, которые не видны человеку, пишущему извне. Первичные внутренние источники принято делить на две части. Первая — артефакты, сами магические предметы, которые использовались в том или ином ритуале с той или иной целью для адресата. А вторая — магическая литература, разные сборники магических рецептов, средств, чаще всего это просто списки, но иногда встречаются и рамочные рассуждения о более теоретических аспектах магии, которые написаны самими магами.

Древние артефакты

Если говорить о древних артефактах, то до нас дошли предметы из двух регионов: земли Израиля и из Вавилонии, где в древности жили самые большие еврейские общины. Из Вавилонии до нас дошли магические чаши с заговорами, они предназначали для защиты от демонов. В земле Израиля были найдены металлические амулеты, они лучше всего сохранились, и редкие амулеты на обломках керамики. И основная масса таких находок относится к периоду с III по VII века новой эры. У нас почти нет данных об эпохе с VII по X века, а потом возникают предметы, относящиеся к периоду с X-XI и до XIII века, найденные в Каирской генизе.

Каирская гениза

В еврейской традиции запрещено выбрасывать книги, отслужившие свой век, их обычно складируют и захоранивают. И вот такое хранилище вышедших из употребления рукописей и книг называется «гениза». Обычно все, что находят в генизах, не сохраняется, как правило, истлевает из-за погодных условий. Но недалеко от Каира в одной из синагог существует уникальная гениза. Благодаря климату, все находки (написанные на еврейском языке) дошли до наших дней.

То есть все, что было написано в этом регионе с X по XV-XVI века. Это очень большой массив документов, касающийся всех сторон жизни.

Фотография с сайта history.emory.edu


В Каирской генизе сохранилось много амулетов и книг, содержащих различные магические рецепты.

Магические чаши Месопотамии

Большинство найденных чаш были раскопаны не археологами, поэтому мы часто не знаем, где именно была обнаружена та или иная чаша. Но встречались и те немногие, которые открыли ученые. Характерно то, что все они были закопаны перевернутыми, надписью вниз.

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»


На сегодняшний день в регионе Месопотамии найдено 2500 магических чаш, они относятся примерно к V-VII века новой эры.

Если посмотреть на карту находок (охвачен весь регион), то можно убедиться в том, что это ни какая-то локальная практика одной семьи или одного мага, а особая магическая культура, которая объединяла не только евреев, но и другие народы. Происходило постоянное взаимодействие с представителями разных этнорелигиозных групп в сфере магических практик.

Зачем нужны демоны?

Зачем изготавливали чаши? Это связано с верой в демонов, вообще в древности демоны играли очень важную роль. В иудаизме демонология по-настоящему не вошла в еврейскую теологию. Она осталась за рамками официального богословия в отличие от христианства.

Демоны ассоциировались прежде всего с неудачами, болезнями и неприятными вещами, которые происходят с человеком в жизни. И я верю в интерпретацию реальности через демонов, это особый способ понимания мира. Когда с человеком происходит что-то плохое, у него есть две возможности: считать, что случившееся с ним — совпадение, и это очень тяжело вынести, или это воля Бога-Творца, с чем смириться еще сложнее. А очень по-человечески найти третий путь и объяснить случившееся через демонологию.

И если мы свои несчастия приписываем демонам, которые сокрыты, но тем не менее с ними возможно взаимодействие, то у нас есть способ защититься и что-то предпринять. И эти чаши предназначались для борьбы с бесами. Существовала два способа противостояния.

Если беда еще не проникла, то от демонов нужно было защищать с помощью чаш свой дом, семью, поле, владение. Если были признаки того, что беда пришла и демоны пробрались, то такими магическими чашами демонов можно было изгнать. И это делали двумя способами: вербальным или визуальным.

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»


Когда демона изображают — это магическая практика, которая превращает демона из невидимого существа в видимое. Когда речь идет о вербальном способе — заклинаниях или назывании имени демона — это первое оружие, таким образом можно лишить демона первичного преимущества — невидимости. Вторая важная вещь — демона нельзя убить, не спрашивайте меня, почему, это аксиома.

Демонов можно только изгнать. Может быть, если мы совсем убьем демонов, то они исчезнут, и нам нечем будет объяснять неудачи, которые обрушиваются на нас в этом мире. Поэтому демоны нам нужны, но не здесь.

Существует несколько магических действий. Демонов можно ослабить, связать, сковать, окружить, изолировать и изгнать. Иногда демонов изображают либо в антропоморфном виде, либо в гибридном, где есть элементы зооморфные и антропоморфные. Иногда у них есть половые признаки, можно определить — это демон или демоница. И самое важное — они почти всегда изображаются связанными, на этих рисунках есть цепи, идущие от шеи к ногам, нарисованы демоны, скованные по рукам.

Магия визуальными или вербальными средствами пытается достичь того, чтобы изображенное стало реальностью. Однако, с точки зрения материального носителя, магические чаши не были чем-то исключительным, их не изготавливали специально, это были такие же миски для еды из простой обожженной глины и отличались от бытовых только наличием надписей. Которые писали чернилами, кисточкой из центра к периферии спиралью, это давало большую возможность писцу рассчитать расстояние.

Как сковать демона?

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»


Главный мотив — это круг. Сам демон изображается внутри круглого сосуда, в центре окружности, потом опять же по кругу пишется заговор и по краям чаша запечатывается кромкой дегтя. Это магическая стратегия изоляции демона внутри концентрических кругов, с целью сковывания, ослабления. Сама практика разделения пространства архаическая: при помощи круга мы выделяем особое пространство.

Кибла

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»


Я хочу сказать два слова про сосуды, которые называются «кибла». Зеркальные магические чаши, на верхней и нижней написано одно и тоже заклинание, чаши скреплялись ободком из дегтя и связывались веревками — очень важно было, чтобы они не распались. Из надписей понятно — такая зеркальная форма нужна была для того, чтобы вернуть злую магию тому, кто ее задумал. Очевидно, люди считали, что против них кто-то применял черную магию и старались защищаться с помощью киблы. Но самое интересное — полагалось недостаточным просто остановить или изгнать злые силы, которые наслали на человека, важно было развернуть магию против того, кто использовал (то есть действие выражено материально). Форма чаш четко отражает то магическое действие, которое необходимо совершить — они смотрят друг на друга и отражают магическую силу.

Магические черепа

Я хочу закончить этот древний период развития еврейской магии еще двумя артефактами. Существует пять черепов, которые использовались евреями в магических целях. Конечно же, тут начинаются вопросы. Как такое могло быть? Почему евреи занимались чем-то подобным, ведь это было запрещено, и Торой, и иудаизмом, как любая магию и колдовство. Но, как мы знаем, запреты никогда никого не останавливали. Если человек, хочет заниматься магическими практиками, то делает это. Довольно трудно прочитать и расшифровать надпись на этих черепах. Но на одной из находок она читается легко, поэтому подозревают, что это подделка. Здесь написано, что череп предназначен для исцеления. Однако зачем нужно выкапывать череп для исцеления, до сих пор не очень понятно.

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»


О заклинаниях

Поскольку в заклинаниях должно быть упомянуто имя адресата — клиента , и имя его матери, то мы очень часто видим, что еврейские маги пишут заклинания для персов (понятно по именам), и это тоже распространенная ситуация, когда религиозная практика не ограничивается твоей этнорелигиозной группой, и тут маги напоминают врачей, которые лечат и своих, и представителей других общин.

Вот пример такой чаши, которая была написана очень подробно.

Чаша с заговором для исцеления Махоя, сына Иммы:

«Исцеление с небес для Махоя, сына Иммы, носящего также имя Баршути, и любое другое имя, которым его звали с детства. Да будет он исцелен от баракты (демон катаракты), что женского, что мужского пола, а также от злого духа, являющегося в видениях и от духа ниды, и от дейвы, и от нидры, и от шеда, и от тулинов, и от порчи, и от вредителя, и от всякой напасти, так чтобы они не напали на него, на Махоя, сына Иммы, отныне и вовеки. Амен, амен, сэла. Песнь, хвала и прославление всемогущества Царя всех царей, да будет Он благословен. Его великим именем я связываю и заклинаю вас, баракта мужского и женского пола, шеды, дейвы, злой дух, колдовская нидра и все прочие духи и вредители, которых создал в этом мире Бог Израиля. Да не смеете вы более связывать Махоя, сына Иммы, отныне и вовеки. Амен, амен, сэла. Я связываю заклятием и заклинаю вас, баракта мужского и женского пола, чтобы вы не нападали на Махоя, сына Иммы, не связывали и не сковывали его, чтобы вы не приходили с ним, и не уходили с ним, не сворачивали с ним, чтобы не случилось с ним напасти ни днем, ни ночью, чтобы вы не возобладали над ним, вы, баракта мужского и женского пола, над ним, ни справа, ни слева, и вы не должны обитать в доме... являться ему в страшных образах, страшных мыслях и кошмарах, и вы не должны являться ему ни в каком из видов, в которых вы являетесь людям... <пропуск> и женского пола, от Махоя, сына Иммы, от путей, которыми он входит и выходит, от места, в котором он обитает, и от четырех углов его дома, Баршути, сына Иммы, и вы должны уйти в другое место. Именем <пропуск> ... амен, сэла». Перевод: Семен Парижский.

Справка RA:

Читать дальше

Мы можем проанализировать весь этот текст подробно, но вы понимаете, речь идет о том, чтобы снять связывание, которым сковывают человека демоны, и заодно связать их самих.

Амулеты

Когда мы переходим на территорию земли Израиля, то картина меняется, там нет никаких магических чаш.

Здесь мы находим в основном металлические амулеты, свернутые в трубочку, похожие на микросвитки. И они хорошо сохранились, потому что были раскопаны учеными.

Подавляющее большинство этих амулетов использовалось единожды с определенной целью. На амулете написано имя адресата и имя его матери.

И здесь нужно напомнить, что магию называют донаучной технологией. Она стремится сделать жизнь человека более комфортной, используя те средства и то мировоззрение, которое было распространено в то время. Люди тогда представляли, что мир функционирует по определенным законам: есть Бог, который управляет всем, ангелы, которые выполняют свои роли, демоны, которые пытаются мешать. И если понимать, как работает такой мир, то можно выработать определенные технологии, при помощи которых нетрудно влиять на ангелов или демонов. То есть древняя магия — это ни какая-то мутная деятельность, ни фокусы, ни абракадабра. Здесь все очень технологично.

Сначала нужно поставить правильный диагноз — понять, в чем причина проблемы. Затем — четко идентифицировать адресата при помощи имени и имени его матери. А потом подобрать средство, которое поможет.

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»


Интересно, что в области практической магии используется другой способ идентификации человека, чем в нормативном иудаизме. В последнем во всех источниках указывается имя отца. Когда в нормативных источниках упоминается имя матери — это, как правило, связано с влиянием магических практик.

Пример целительного амулета:

«Хороший амулет для изгнания сильного жара, лихорадки, хронического жара и полу-лихорадки... и всякого сглаза и дурного глаза из тела этого Симона, сына Кататии, из всех его членов, чтобы исцелить и сохранить его. Во имя всех этих святых имен и букв, записанных на этом амулете, я заклинаю и записываю именем Абрасакса, который хранит тебя, чтобы он искоренил тебя, жар и хворь, из тела этого Симона, сына Кататии, во имя букв высеченного имени... именем сего великого ангела... чтобы были изгнаны злой дух и жар, и лихорадка, и всякий злой дух из тела этого Симона, сына Кататии, и из всех его членов, амен, сэла. И во имя... имени Твоего, я заклинаю и записываю: Ты, исцели этого Симона, сына Кататии, от жара, который в нем, амен, амен, сэла». Перевод: Семен Парижский.

Справка RA:

Читать дальше


То есть перед нами медицинский амулет, в котором говорится про разные виды жара и лихорадки (тройного жара, под которым поминает то, что держится трое суток и свидетельствует, скорее всего, о малярии). И мы можем предположить, что этот Симон сын Кататии страдал от малярии и ему нужен был вот такой амулет.

Интересно, что жар и лихорадка субстантивируются и даже персонифицируются, как некие демоны, которых надо изгнать из тела больного.

Но встречаются и редкие типовые, не именные амулеты. Здесь нет имени клиента и его матери, просто написано «носитель данного амулета», он работал как оберег.

Примеры из Каирской генизы

Что касается примеров из Каирской генизы, XI-XIII века, амулеты написаны на бумаге, различие в тщательности написания. Один создан прилежным писцом, другой неровен, магу даже пришлось дописывать что-то по краям.

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»


В Каирской генизе также были найдены небольшие листочки, на которых люди пытались расшифровать магические знаки * — от греческого «карактер» — характер, символ, рисунок, они использовались еще с поздней античности для магических целей в разных магических культурах, не только еврейских. . Старались соотнести буквы алфавита и прочесть, что написано этими символами. Но им это никогда не удавалось.

Любопытный факт. Существовали амулеты, связанные с толкованием снов.

Например, амулет, связанный с вопрошанием ангелов во сне о месте нахождения клада. То есть человек написал амулет (в котором говорилось, что он просит у Метатрона, высшего ангела, раскрыть ему во сне место нахождения клада с золотыми монетами) и положил его под подушку.

Магическая практика вопрошания во сне была зафиксирована с IX-X веков, очевидно, что она существовала и ранее, но тому очень мало свидетельств.

Если подытожить разговор об амулетах, то существовали амулеты, связанные с защитой, изгнанием демонов, медицинские, предназначенные для исцеления, обеспечивающие благосостояние и связанные с желанием разбогатеть. Мы видели вопрошание во сне и попытки использовать сновидение.

Магические рецепты

Существовали книги, содержащей разные рецепты и магические средства, что-то вроде тетрадей. И если магические предметы — свидетельство тех практик, которые реально происходили, то подобные книги — скорее профессиональная литература самих магов, которые таким образом фиксировали свои знания. И надо сказать, что еврейская магия всегда была очень приземленной и прагматической. Маги пытались добиться того, что можно было достичь немагическими средствами, разумеется, кроме борьбы с демонами, в которой помогала только магия.

Что интересно, эти магические трактаты — раскрытая книга человеческой души. Это своего рода протоколы психотерапевтических сессий: люди делятся всеми своими страхами, сомнениями, рассказывают о комплексах, здесь есть практически все спектры проблем, с которыми сталкивается человек. До историков чаще всего не доходят подобные бытовые подробности, они выбрасываются из высокой литературы, а здесь, в магических рецептах они всплывают.

Яркий пример — 4 рецепта. Рецепты складывались по определенной системе.

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»


Два, что справа, связаны с родами. Первый описывает случай, когда ребенок умер во чреве матери. Мы знаем, что эмбрион довольно сложно достать, и поэтому люди прибегали к магии. Второй рассказывает о том, что делать, если не выходит плацента после родов. Два левых рецепта связаны с разными агрессивными действиями. Например, есть надпись по отношению к связанному человеку. Слово «Связанный» — эвфемизм, использовавшийся для обозначения импотенции. Существовало очень интересное представление о том, что человек, который не может выполнять свой супружеский долг, был кем-то связан, и его нужно освободить. И поэтому второй рецепт должен был в буквальном смысле «заткнуть рот» тому, кто связывает.

О связи практической и теоретической магии

И напоследок у меня любопытный пример. Единственный амулет, написанный на ткани. Пример редкой связи между профессиональной магической литературой и реальной практикой. Сверху идут карактеры, те самые греко-римские символы, а потом просто буквы. Здесь написано: «Вы святые буквы и достославные символы зажгите и воспламените сердце Таршехина бен Амат-Алла к Герев бат Тефаха». То есть упоминается пара влюбленных. И амулет призывает Таршехина бен Амат-Алла влюбиться в Герев бат Тефаха. И мы долго не понимали, почему он написан на ткани, пока не был найден текст в рукописи XV. Тогда стало ясно, что этот амулет создавался согласно определенному рецепту, который существовал довольно давно и в итоге был зафиксирован.

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»


Вот этот рецепт: «Для любви напиши на клочке новой льняной одежды, скрути из него фитиль и вставь в новую лампаду, и наполни ее розовым маслом. А напиши вот что: [здесь идут символы], aw ayw hh hhh www zzz. Вы, святые буквы и достославные символы, зажгите и воспламените сердце такой-то дочери такого-то великой любовью, а.а.с» * — Перевод: Семен Парижский .

И теперь понятно, почему этот амулет написан на ткани, но не ясно, почему он не сгорел, а попал в Каирскую генизу. Может быть, произошло что-то непоправимое и Герев бат Тефаха вышла замуж за другого и все было потеряно, а, может быть, они итак влюбились друг в друга, пока готовилось масло и зажигалась лампада...

Другие материалы автора

Алена Бондарева

​Дмитрий Васюков: «Без трудового человека кино не представляю»

Алена Бондарева

​Роуд-муви. Книжный вариант

Алена Бондарева

​Игорь Шпиленок: «Живу в медвежьих местах»

Алена Бондарева

​Репродуктор. Клокочущий мир

Читать по теме

​Жертвы, гробы, надгробия

О кладбищенском покое современной культуры и жизненной концепции философа Рене Жирара рассказывает литературный критик Сергей Морозов.

13.07.2016 Тексты / Рецензии

​Театр эпохи авангарда

Искусствовед Валерий Золотухин на фестивале «Дни авангарда» прочел лекцию о биомеханике Мейерхольда, импровизации и театротерапии как исторической рефлексии.

28.04.2017 Тексты / Статьи

​Манипуляция и архитектура

24 апреля, в День катастрофы (Йом ха-Шоа) в Электротеатре «Станиславский» при поддержке культурно-образовательного проекта «Эшколот» историк Вадим Басс прочел лекцию, посвященную методам мемориальной архитектуры, вырывающим человека из повседневности.

02.05.2017 Тексты / Статьи

​Кафка. Осужденный и зритель

18 июня в летнем лектории парка Музеон (в рамках образовательной программы проекта «Эшколот») переводчик Татьяна Баскакова рассказала о своем видении двух притч Франца Кафки, «Перед Законом» и «Императорское послание».

27.06.2017 Тексты / Статьи