18+
20.10.2016 Тексты / Авторская колонка

​«Братишки» и «Трамвай „Желание“»

Текст: Фазир Муалим

Фотография: Олег Грицаенко

Поэт и театральный критик Фазир Муалим о двух вечерах в театре «У Никитских ворот».

Для того, чтобы составить представление о театре, достаточно побывать в нём на любом спектакле. Но представление будет полнее, если увидеть несколько постановок одного и того же театра в разных жанрах, последовательно, чтобы получить не разрозненные во времени впечатления, а цельное мнение; и сказать о театре не прерывистыми предложениями, а законченным периодом. Итак, чтобы испробовать свою идею о периоде впечатления (вроде периода речи), на прошлой недели я провел два вечера в театре «У Никитских ворот». Мне было досадно, что мир театра зачастую так тесен не в аллегорическом, а в буквальном смысле. В театре «У Никитских ворот», например, вся радость от спектакля осыпается в длинной очереди за верхней одеждой после представления. Из-за узких проходов очередь превращается в длинную змейку с радостной головой у гардероба, мрачным телом на ступеньках, ведущих в зрительный зал и озлобленным хвостом на пороге самого зала. И почему это во многих театрах зрителей стараются вплотную подгонять друг к другу, как пазлы: тесные ряды, узкие коридоры? Вопрос риторический.

Впрочем, пространство театра расширяется действом, происходящим на сцене, а не метражом зала и дополнительными местами в проходах. Кстати, последние охотно импровизируются работниками театра: такую доброжелательную администрацию нечасто встретишь. Кажется, готовы рассадить зрителей даже у края сцены, лишь бы не отказать. «В тесноте, да не в обиде» — вот, вероятно, лозунг.

Итак, я посмотрел два спектакля в одном театре: безумно красивую и нервную драму «Трамвай „Желание“» по Теннесси Уильямсу и страшно-смешную комедию «Братишки» по Рею Куни.

Стыдно признаться, но я обязан это сделать. Книга Теннесси Уильямса всегда находилась где-то рядом со мной: то лежала на моем столе, то стояла на полке. Старый фильм «Трамвай „Желание“» всегда был на слуху: один приятель вспомнит актрис, игравших в нём, другой товарищ — сюжет, да и сам диск нередко попадался в поле моего зрения. Но я никогда фильма не смотрел и книги не открывал. Тем сильнее печаль узнавания. Смею предположить, что таких стыдливых невежд, как я, в мире ещё хватает. И поэтому наберусь наглости пересказать по ходу и сюжет пьесы. Постановка, кстати, Марка Розовского, художественного руководителя театра.

Бланш, очень привлекательная молодая, но уже увядающая, учительница (актриса Виктория Корлякова) приезжает в Новый Орлеан к своей сестре Стелле (актриса Дарья Щербакова). Та живет с мужем-поляком Стэнли Ковальским (актер Владимир Давиденко). Неотесанный грубиян Стэнли и сентиментальная Бланш не нашли общего языка. Они оказались противоположностью друг другу. Стелла переживает из-за их вражды, но зритель понимает, что при необходимости выбирать между сестрой и мужем, она предпочтет мужа, хоть он бьет её и оскорбляет. Как-то Бланш знакомится с Митчем, одним из друзей Стэнли. Его играет очень интересный, замечательный, я бы сказал, трагикомический актер Николай Захаров. И, как мне показалось, играет он не «я» в предполагаемых обстоятельствах, как многие другие, а создает, часто шаржевый, но образ. На следующий день мы его увидим в другом спектакле в роли полицейского, тоже персонажа гротескного.

...паузу надо уметь держать не только актерам на сцене, но и зрителю в зале

Бланш рассказывает Митчу историю своей первой любви. На мой взгляд, это сердцевина сюжета. Сердцевина, где завелась червоточина, которая вскоре охватит все, превращая настоящее в труху и последствия некоего давнишнего события. А история такая: она любила мальчика (да и сама была ещё девочкой шестнадцати лет), вышла за него замуж, но «с мальчиком этим творилось что-то неладное». «Он был выродком», как выразилась Стелла, рассказывая о нем своему мужу — и он застрелился. На мой взгляд, это самая сильная по вызываемым эмоциям сцена в спектакле. Именно после нее начинаешь понимать, что перед нами разыгрывается трагедия. И ещё надо заметить, что Виктория Корлякова (Бланш) мастерски умеет держать внимание зрителя в длинных монологах и даже вышибать слезу.

Бланш и Митчел решили пожениться, но вмешивается Стэнли, и свадьба расстраивается: он выяснил и рассказал Митчу, а также своей супруге о том, что на самом деле Бланш в родном городе вела развратный образ жизни, что, будучи учительницей, соблазнила своего ученика, мальчика семнадцати лет, за это и была изгнана.

Бланш сходит с ума. Её сдают в психиатрическую больницу.

И ещё я бы хотел заметить тут, какие иногда удивительно странные зрители попадаются. В тяжелой сцене изнасилования Бланш мужем Стеллы, не успел тот повалить девушку, из правого угла зала раздались аплодисменты, которые тут же, разумеется, были подхвачены всем залом по театральному обычаю. Я посмотрел в ту сторону: зачинщицами были девушки. Как будто они пришли понаблюдать торжество справедливости, и вот он наконец, этот долгожданный миг. Помните знаменитую мхатовскую паузу? Так вот, я думаю, что паузу надо уметь держать не только актерам на сцене, но и зрителю в зале. Интересно, если организовать зрительские курсы, ходил бы туда кто-нибудь? Ещё один риторический вопрос.

Те зрители, которые не хотят «учиться», должны ходить на комедии — там можно не церемонясь аплодировать и прерывать сцену смехом. Комедий в театре «У Никитских ворот» тоже достаточно. Премьера месяца — в постановке Юрия Голубцова спектакль «Братишки». Живая, забавная, временами жутко-смешная (с элементами черного юмора) комедия. Когда ещё только заходишь в зал, по декорациям на сцене понимаешь, что ожидается веселая английская история. Об этом кричат изображения на заднике: Биг Бен, королева Британии, четверо битлов и с распростертыми руками Абрамович в футболке с эмблемой «Челси» — и все радостные, включая Биг Бен. Сюжет спектакля совершенно не важен. Вся история начинается с того, что молодая семья Том и Линда (актеры Александр Чернявский и Линда Лапиньш) хотят усыновить ребенка и ожидают даму из приюта, которая должна оценить условия проживания и дать резолюцию. Но тут появляются братья Тома Дик и Гарри (актеры Константин Иванов и Валерий Толков) — и всё летит кувырком.

Спектакль действительно смешной. Сам Марк Розовский сидел в переднем ряду и хохотал. А он-то, наверняка, не раз уже видел его. А, возможно, режиссер просто подбадривал зрителей.

Единственная претензия: когда младшего братишку играет актер вдвое старше исполняющих роли старших братьев — это смотрится нелепо.

И самое главное, что мне больше всего понравилось в театре «У Никитских ворот» — это поклон актеров после спектакля. Поклону я уделяю особое внимание. Иногда он бывает как отдельный спектакль. А тут представляют каждого участника, выходящего в финале на сцену. Я думаю, что это верно, хоть театральный мир и тесен, однако мир вообще очень широк, и затеряться в нём легко. А имя — мостик, соединяющий эти два мира.

В начале я сказал о том, что полезно подгонять впечатление к впечатлению, чтобы полнее составить представление о театре. Если бы я растянул два похода по времени, фишку с поклоном, например, трудно было б уловить. А когда событие или явление повторяется, оно превращается в метку. Как повторяющиеся точки сливаются в черту.

Другие материалы автора

Фазир Муалим

​«Вишневый сад». Путеводитель

Фазир Муалим

​Богородица, мисс и Мафия

Фазир Муалим

​Возвращение Федры

Фазир Муалим

​Хлестаков и НКВД