Барышня-служанка
Текст: Жаннат Идрисова
Фотография: с сайта kinopoisk.ru
Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о новой драме южнокорейского режиссера Пак Чхан-ука.
«Служанка» Пак Чхан-ука интригует еще в момент определения жанра. Большинство коллег называет фильм драмой, не преминув заметить, что есть в нем элементы и хоррора, и эротического триллера, и даже комедии.
Кто-то считает условную конкуренцию форматов недостатком, мешающим целостному восприятию фильма, но это, скорее, дело вкуса. И не отменяет главного: несмотря на шероховатости, «Служанка» на сегодня — «госпожа» в ряду картин-соотечественниц. По данным Hollywood Reporter, она стала самой продаваемой художественной лентой в истории южнокорейского кинематографа.
А теперь подробнее о том, что представляет собой наиболее востребованная киноэкзотика, в основу которой лег роман британской писательницы Сары Уотерс «Тонкая работа».
Южная Корея 30-х годов прошлого века, период японской оккупации. Молодой и симпатичный мошенник Фудзияра (Ха Джон-у) замышляет недоброе: в целях обогащения обольстить и погубить юную японскую аристократку Хидеко (Ким Мин-хи). Девушка живет в большом поместье под строгим надзором дяди-опекуна (Чо Джун-ун). Дядя коллекционирует старинные книги фривольного, если не сказать порнографического содержания. Он регулярно устраивает званые вечера, на которых Хидеко читает раритеты другим любителям подобного антиквариата, мужчинам от 40 лет и старше. Вечерние читки являются успешными маркетинговыми ходами дядюшки: после них слушатели охотнее раскупают старинные тома с «клубничкой», не догадываясь, правда, что владелец продает им искусно выполненные подделки.
Фудзияра для воплощения своего замысла вербует кореянку Соке (Ким Тхэ-ри), дочь воровки. Вводя сообщницу в курс дела, аферист говорит ей, что он устроит ее горничной к Хидеко, и поясняет: «Твоя задача — сделать так, чтобы она влюбилась в меня. Хвали меня, уговаривай стать моей женой. Когда мы поженимся, я упеку ее в психушку, а ее деньги мы поделим». Сначала все идет по плану, но потом случается то, чего опытный мошенник не мог предугадать...
Да что там Фудзияра! Даже искушенный зритель удивленно следит за поворотами сюжета. История, состоящая из трех частей, в которых почти каждая ситуация показывается с точки зрения разных героев, смотрится на одном дыхании, что, безусловно, является одним из плюсов картины. Его можно было бы назвать главным, если бы с ним не соперничало другое достоинство «Служанки» — красота визуального ряда. За это, а также за интересные ракурсы, удачные крупные планы и не вызывающие отторжения эротические сцены (замечу, достаточно откровенные) можно поблагодарить талантливого оператора Чона Джон-хуна, который работал с режиссером и раньше, в частности, над фильмами «Олдбой», «Жажда».
Уровень мастерства актеров настолько высок, что за это невольно прощаешь режиссеру и сценаристам некоторую беспечность, связанную с представлением героев и сопутствующие сюжетные нестыковки. Кстати, если верить справке с портала «КиноПоиск», Ким Тхэ-ри на роль Соке была выбрана из полутора тысяч кандидаток.
Фильм маркирован 18+, и это тот самый случай, когда такое ограничение весьма оправданно. Рискну предположить, что даже не всякий зритель старше 18 способен выдержать эпизоды с насилием, да и некоторые так называемые постельные сцены — учитывая, что в них участвуют две женщины. К слову, еще одна особенность фильма заключается в том, что мотив однополого чувства (а такое влечение, как ни крути, — аномалия) не шокирует, поскольку его так или иначе оправдывают обстоятельства жизни героинь.
И хотя официальный слоган картины «Не доверяй никому» вполне отражает ее содержание, фильм на самом деле рассказывает о силе доверия и спасительности любви. Причем неважно, какая у нее, этой любви, полярность.