18+
27.10.2015 Тексты / Интервью

​Как узнать в себе Чацкого и Д’Артаньяна? Диалог о детском театре

Беседовала: Алена Бондарева

Фотографии предоставлены Детским музыкально-драматическим театром «А-Я».

Драматурги Театра «А-Я» Анна Добровольская и Светлана Кочерина поговорили с обозревателем Rara Avis Аленой Бондаревой о том, что такое детский театр и зачем он детям.

— В чем заключается принципиальное отличие детского театра от взрослого?

Анна Добровольская

драматург, автор спектаклей, завлит Театра «А-Я»

В том, что в постановках (от текста до звукового и визуального ряда) необходимо учитывать особенности детского восприятия и психофизического развития разных возрастов. Важно хорошо знать характер целевой аудитории (каждой из групп) и помнить о психологической связке «взрослый-ребенок» с ее огромным разрывом в возрасте и опыте.

Светлана Кочерина

драматург, пресс-секретарь Театра «А-Я»

Есть прекрасная формулировка Станиславского: «Для детей нужно играть так же, как и для взрослых, только гораздо лучше, тоньше, культурнее и совершеннее». А вообще детский театр уже очень давно существует в трех видах: театр развлекательно-пренебрежительный (ребенку что ни покажи, тому и обрадуется, главное — громче, ярче и веселее), театр поучающий и театр, ведущий разговор на равных, без сюсюканий и нравоучений. Третий вариант самый сложный и самый интересный.

— Почему сегодня важно серьезно заниматься театром для детей?

Анна Добровольская

драматург, автор спектаклей, завлит Театра «А-Я»

Потому что театр — это, прежде всего, живое общение, которое важно сохранить особенно теперь, когда нас сносит потоками информации и парализует избыточностью технологий. Театр помогает сберечь ядро человечности, учит чувствовать и со-чувствовать, понимать мироустройство и осознавать свое место в нем. К тому же, если с детства не прививать ребенку любовь и понимание театра, не учить пользоваться его инструментарием, кто будет ходить на великие многосоставные и сложносочиненные театральные полотна? Сами режиссеры? Мы воспитываем не просто будущего, но сознательного зрителя.

Светлана Кочерина

драматург, пресс-секретарь Театра «А-Я»

Во-первых, театр — это возможность показать ребенку, что есть реальность, которая гораздо круче и интереснее компьютерной игры, мультика или фильма 3D. Потому что каждый спектакль уникален и воздействует сразу на все органы чувств. Как светлячок, который оказывается дороже игрушечного грузовика, потому что он живой и светится. Во-вторых, театр — прекрасное место для разговора взрослого и ребенка, мостик между поколениями. Я часто наблюдаю, как после спектакля родители и дети долго не идут домой, обсуждают увиденное. И через это обсуждение вдруг выходят на что-то свое, личное, важное, что, возможно, не решались сказать раньше. В-третьих, заниматься именно детскими постановками необходимо для профессионального роста любого театрального деятеля. Это как экзамен, на котором можно проверить все свои достижения, — реальны они или «король-то голый».

Фото предоставлено Детским музыкально-драматическим театром «А-Я».
1 3

— Какие проблемы приходится преодолевать именно детскому театру?

Анна Добровольская

драматург, автор спектаклей, завлит Театра «А-Я»

Первая трудность — необходимость зарабатывать на детях. Государство хоть и поддерживает театры, но постоянно возникают разговоры о рентабельности. В итоге, делаешь ювелирную работу, рассчитанную на маленькую зрительскую аудиторию, при этом художественное качество, затраты вполне «взрослые», и чтобы окупить постановку — нужно либо ставить спектакль на поток и начинать «чёс», либо поднимать цены на билеты. Последнее отсекает сразу несколько категорий зрителей (чаще всего особенно нуждающихся в бережном отношении). Берешься за благотворительные спектакли — всегда есть вероятность того, что упрекнут в незарабатывании. Вторая проблема — снобизм «взрослых» коллег и критиков. Они часто говорят: «Мы детьми не занимаемся». «Детский» — как клеймо или синоним чего-то несерьезного, не стоящего внимания. Но в нашем Детском музыкально-драматическом театре «А-Я» все по-взрослому, у нас мощные профессионалы — музыканты, хореографы, художники, актёры, режиссеры. К тому же, у нашей страны уже был уникальный «детский» опыт, у нас существовала система ТЮЗов, знаменитый ЦДТ, ставший целым театральным Университетом для многих поколений. Но когда случился перекос на зарабатывание денег, «детский» театр сделался молодежным, а ТЮЗы... Конечно, были моменты, дискредитировавшие наше театральное направление, но сегодня профессиональное презрение распространяется чохом на всех. Это несправедливо, потому что при таком отношении театр остается без вдумчивого зрителя. А воспитывается обычный потребитель, требующий, чтобы ему «сделали красиво» за его деньги. Отсюда берутся и одичавшие родители, с детства напуганные «тюзятиной», и не воспринимающие постановок сложнее «Колобка», ведь театр для них — «досуговое мероприятие».

— С какого возраста лучше всего начинать водить ребенка в театр? Ваши спектакли рекомендованы от 3-х лет. Ребенок младшего возраста не поймет, не высидит?

Анна Добровольская

драматург, автор спектаклей, завлит Театра «А-Я»

На самом деле все зависит от конкретного спектакля. Есть постановки, рассчитанные на малышовый тип восприятия. Раннее театральное развитие в чем-то сродни обучающим системам. Но если говорить о способности ребенка понять сценическое произведение, то раньше трех лет ему в театр ходить не стоит, а лучше даже позже. Конечно, дети бывают разные. Но в среднем — 40-минутный спектакль, созданный с учетом возрастных особенностей, трехлетний ребенок принимает и впускает в свой мир уже вполне осознанно.

Светлана Кочерина

драматург, пресс-секретарь Театра «А-Я»

Я тоже думаю, что возрастной подход — момент индивидуальный. Существуют спектакли для самых маленьких, еще не умеющих толком разговаривать, — визуальные, звуковые. Но наш театр — музыкально-драматический. Соответственно, он строится на музыке, слове и действии. И для таких спектаклей ребенку нужна определенная подготовка. Кстати, проблема возраста актуальна и для постановок 7+ и 12+. Если пятилетнего, даже очень развитого ребенка, привести на нашу рок-оперу «Три мушкетера», то выйдет одно разочарование — долго, сложно и на шпагах мало дерутся. А вот двенадцатилетние юноши и барышни оценят и поэтический текст, и разные музыкальные стили, и философию.

— Как я поняла, в Театре «А-Я» нет актеров-детей, даже в эпизодах они не задействованы. Это принципиальная позиция?

Анна Добровольская

драматург, автор спектаклей, завлит Театра «А-Я»

У ребенка в нашем театре очень важная роль — учиться быть зрителем. И управлять этим процессом должны не просто взрослые, но профессионалы. Театральные студии и детское творчество — это другой тип театра. Хотя был один случай, когда в «Горе от ума» многочисленных дочерей Тугоуховской играли дети...

Фото предоставлено Детским музыкально-драматическим театром «А-Я».
1 3

— В репертуаре Театра «А-Я» под маркировкой 12+ идет и «Ревизор» Гоголя, и «Горе от ума» Грибоедова, и «Три мушкетера» Дюма. Это адаптированные спектакли? Если да, то поясните, пожалуйста, по какому принципу адаптируются тексты. Если нет, тогда расскажите о способах подачи недетского материала.

Анна Добровольская

драматург, автор спектаклей, завлит Театра «А-Я»

Перечисленные постановки — сценические интерпретации классических текстов. Как и в любом театре, где возрастная маркировка содержит более внушительные цифры. Другое дело, классика, включенная в школьную программу — она сама по себе повод для большого разговора. Конечно, мы изучаем и любим ее, так же, как изучаем и любим свою аудиторию, и стремясь свести все воедино, ищем в этих текстах то, чем они могут зацепить современного подростка со всеми его характерными особенностями. Ищем временнЫе, стилевые, жанровые, текстовые переклички той эпохи, когда были написаны великие произведения, с миром, который нынешний подросток считает своим. Устраиваем первое знакомство с классикой с тем, чтобы дальше юноши и девушки сами развивали с ней свои взаимоотношения. И вопросы школьников вроде: «А продолжение будет?», их последующее желание взять в руки книгу говорит о том, что мы на верном пути.

Светлана Кочерина

драматург, пресс-секретарь Театра «А-Я»

Все эти произведения входят в школьную программу, хотя темы в них поднимаются совсем недетские. Начиная с разговора о политических взглядах героев и заканчивая любовными коллизиями. Никто в школьном учебнике (пока) не вымарывает сцены ночного свидания Софьи и Молчалина. Или то, как Хлестаков волочится то за женой, то за дочкой Городничего. Нет смысла выхолащивать и театральную версию произведений. Мне тоже кажется, что главная задача — показать актуальность классики. Чтобы ребята узнавали в Чацком или Д'Артаньяне себя, а не некий скучный «образ», о котором нужно писать сочинение.


— В вашем театре есть, в том числе, и кукольные спектакли. Существует ли принципиальная разница в том, как актер обращается к ребенку со сцены: сам или через куклу? И чем такие постановки отличаются (и отличаются ли вообще) от постановок в обычном кукольном театре?

Анна Добровольская

драматург, автор спектаклей, завлит Театра «А-Я»

Конечно, отличия есть. И это тоже отдельный разговор, который мы периодически ведем с коллегами-кукольниками на «Лабораториях современной детской драматургии» (эти лаборатории уже Бог знает сколько лет проводятся в театре совместно с международной драматургической премией «Премьера-PRO»). Мы стараемся охватить весь диапазон театрального общения с юной аудиторией. Диалог через куклу, совмещение «живого плана» и куклы — все это разные способы контакта, видения мира и его понимания. Главное — затянуть ребенка на орбиту живого общения.

Другие материалы автора

Алена Бондарева

Донасьен де Рошамбо о том, как супергерои выжили детективов

Алена Бондарева

Монахиня Евфимия. Грешно ли верующим читать детективы?