18+
23.04.2016 Тексты / Статьи

​Гамлет vs Шерлок

Текст: Анастасия Башкатова

Фотографии с сайта kinopoisk.ru

Литературный критик Анастасия Башкатова о Шерлоке-Камбербэтче в роли Гамлета.

Сегодня мир празднует день рождения и одновременно день памяти Шекспира, во втором случае дата круглая — со дня его смерти прошло 400 лет. К этому дню по всему миру были приурочены тематические выставки, циклы лекций, театральные и кинопоказы. Так, в кинотеатрах крупнейших городов России снова можно увидеть в записи лондонскую постановку «Гамлета» (театр Барбикан, режиссер Линдси Тёрнер, в роли Гамлета Бенедикт Камбербэтч, премьера состоялась в августе 2015). Показ сопроводят видеолекциями шекспироведа Алексея Бартошевича.

Бывают странные сближения. Именно эта постановка «Гамлета» стала одной из самых коммерчески успешных за всю историю британского театра и смогла посоперничать с выступлениями высокооплачиваемых поп-див. Как хвалились СМИ, даже Бейонсе ее не переплюнула. А в блогах обрастала легендами история о билетах, раскупленных буквально за несколько часов — за год до премьеры. «Виноват» в этом был Шерлок.

«Сможет ли поп-идол Шерлок привлечь своих визжащих фанаток к Барду?» — спрашивал один из газетных обозревателей. Ответ как будто утвердительный: Шерлок привлек, но не совсем к Шекспиру. А к себе — в роли принца датского.

Какова современность — таков и Гамлет. Каждое новое поколение вглядывается в него как в зеркало, чтобы понять себя и свой век, чтобы преобразиться. В одной из своих лекций Алексей Бартошевич рассказал о другом «Гамлете», на которого тоже выстраивались очереди. В середине 60-х в Королевском шекспировском театре поставили «Гамлета» с Дэвидом Уорнером. «Он сыграл современного студента, воспитанного на идеях хиппи — детей цветов. Английская молодежь относится к Шекспиру с большой тоской, поскольку это то, что им навязывают в школах: скулы сводит от скуки. Но на этот раз английские мальчишки и девчонки, чего не было до того никогда, выстраивали гигантские очереди на берегу Эйвона. Они ночевали там, чтобы попасть на этот спектакль. Потому что это был спектакль о них», — говорит Бартошевич.

Теперь Гамлетом нашего времени, нравственным камертоном нового поколения стал кумир юных сапиосексуалов. Даже не самого Бенедикта Камбербэтча хотели увидеть на сцене зрители, а супергеройского Шерлока, раскрывающего очередное преступление и подстраивающего для убийцы ловушку.

Как когда-то литературный персонаж заслонил собой автора, подчинил себе волю писателя и выжил вопреки первоначальному замыслу, так теперь экранный образ заслоняет собой актера и не дает ему возможности полностью перевоплотиться в кого-то другого. Конан Дойлу присылали письма с просьбой передать их Шерлоку Холмсу — к Бенедикту Камбербэтчу, по его собственному признанию, подходят с вопросом: «Как вы думаете, смогла бы я заинтересовать Шерлока?» И в любой роли — даже такой, как Гамлет — ему теперь не избавиться от шлейфа из случайных ассоциаций и зрительских ожиданий.

Вот мы видим, как после встречи с духом отца Гамлет обещает выкинуть из своей памяти «весь книжный вздор учености», «все образы прекрасного былого», «все юности заветные мечты». «И только твой завет в мозгу моем — лишь он один царить всевластно будет» * — пер. П. Гнедича , — говорит Гамлет. Но вдруг не к месту и не ко времени в этом слышится иное: «Видите ли, мне представляется, что человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите». Какая разница, Земля вращается вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли, ведь это не имеет никакого отношения к раскрытию преступления.

Фотография с сайта kinopoisk.ru
1 3

Гамлет хочет проверить обвинения призрака и поймать убийцу в «мышеловку»: «К делу, мозг мой!.. Слышал я, / Что иногда преступники в театре / Охвачены настолько были пьесой, / Что тут же сознавались в преступленьях / Своих. Убийство немо, — но порою / Оно чудесным органом вещает. / Я прикажу сыграть пред дядей сцену, / Подобную убийству моего / Отца, — а сам вопьюсь в него глазами, / Проникну в глубь души»... «Мой мозг бунтует против безделья!» — говорит уже не Гамлет. В игру опять вступает Шерлок, многое знающий о преступниках и способный буквально по взгляду восстановить цепь событий.

Возможно, ни режиссер, ни актеры таких перекличек все же не предполагали. Ведь и в самом «Гамлете», несмотря на его детективность, блокбастерность, на которую указывал не один исследователь, важнее другое: осмысление таких тем, как смерть, месть, власть, искушение, безумие, возможность отдельно взятой личности вправить вывихнутый век. Как противостоять несправедливости? Как самому не стать источником зла? Чем и ради чего стоит жертвовать? Быть или не быть?

И тут понимаешь, что сближение действительно странное. Какой бы глубокий смысл ни вкладывали интерпретаторы в образ Шерлока Холмса (а они его вкладывают), Шерлок — все же не рефлектирующий герой, не раздираемый сомнениями, противоречивыми чувствами. Он не настолько человек, как Гамлет. «Гамлет» — о нас, о людях, слабых, сомневающихся, терпящих неудачи, через боль пытающихся стать лучше. «Шерлок» — о том, кем нам никогда не стать: о супергерое по ту сторону добра и зла.

Именно поэтому, когда на гамлетовской сцене Шерлок вдруг начинает сомневаться, когда он ошибается, идет на верную смерть и не воскресает, ощущаешь диссонанс. Шерлок не только загнал на Шекспира зрителей, некоторые, возможно, проигнорировали бы пьесу, не будь там их кумира. Он еще и показал на контрасте, кто такой Гамлет. Разочаруемся ли мы?

Другие материалы автора

Анастасия Башкатова

Культ Шерлока Холмса

Анастасия Башкатова

Больше, чем детектив