Любимая, ты зверь
Текст: Жаннат Идрисова
Фотография: с сайта kinopoisk.ru
Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о вышедшей в прокат драме Тома Форда «Под покровом ночи».
Тот самый Том Форд, который ассоциируется, прежде всего, с высокой модой, миром гламура, выпустил новый фильм, называющийся «Под покровом ночи» (оригинальное наименование — «Ночные животные», экранизация бестселлера Остина Райта «Тони и Сьюзен»). О картине можно спорить, чем, собственно, и занимается посмотревшая ее публика. Одни в восторге, другие недовольны. Но вряд ли кто будет отрицать, что она действительно заслуживает внимания.
Зрелая и красивая жительница Нью-Йорка Сьюзен (Эми Адамс) на первый взгляд очень счастлива. У нее муж-бизнесмен с внешностью фотомодели (Арми Хаммер), огромная квартира с дизайнерским интерьером. В галерее, которой она владеет, состоялось пафосное открытие новой выставки современного искусства (не раскрывая деталей, замечу, что презентация-перформанс была умопомрачительной, наводящей на мысль о том, что прекрасное и безобразное в жизни — более чем соседи).
Однако на самом деле счастья нет. Муж безуспешно пытается спасти свою компанию от краха, параллельно с этим крутит роман с более молодой женщиной. Шикарная квартира, возможно, скоро будет продана за долги. Галерея, выставка — это, по мнению героини, не вполне искусство. «Это шлак», — горько бросает она своему приятелю Карлосу (Майкл Шин). А он, стараясь ее приободрить, невольно подтверждает ее слова фразой о том, что боль реального мира, который далек от них, куда острее.
Но Сьюзен испытает настоящие страдания — когда будет читать «Ночных животных», роман давно оставленного первого мужа (Джейк Джилленхол). Два десятка лет назад она листала его дебютные произведения и нещадно критиковала: «Нельзя же писать только о себе!» «Все писатели так или иначе рассказывают в первую очередь о себе!» — огрызался он. Теперь же, погружаясь в созданный Эдвардом мир, Сьюзен понимает, что бывший супруг стал настоящим творцом. Она ошеломлена, восхищена, но к радости примешивается горечь. «Этот роман переполнен болью, и он посвящен мне», — признается героиня юной коллеге и добавляет, что рассталась с первым мужем очень некрасиво.
Для женщины очевидно, что в романе как в зеркале отразилась и слабость бывшего возлюбленного, и ее собственная, можно сказать, звериная жестокость. Интересный нюанс: на экране моменты реального времени перемежаются с воспоминаниями героини и эпизодами из книги Эдварда. Мы видим, как в прошлом юная Сьюзен шаг за шагом приближалась к черте, за которой начинается предательство, и то, как это показано в «Ночных животных».
Эдвард мастерски препарирует сущность Сьюзен
Еще одна любопытная деталь — в романе героиня предстает, скорее, не в женском, а в мужском обличье. В книге она — Рей Маркус (Аарон Тейлор Джонсон) жестокий насильник и убийца, не способный ни признать свою вину, ни, тем более, осознать ее. Этому подлецу противостоит Тони, герой прототипом которого стал Эдвард (все-таки литераторы не могут обойтись без упоминания о себе!) Тони мягок, безволен, ему сложно наказать преступника, но он старается быть сильным. На помощь ему приходит принципиальный полисмен Бобби Андес (скорее всего, в этом образе писатель отразил свое второе «я»), вместе они раскачивают сюжет до такой точки, что читающая книгу Сьюзен чувствует себя буквально раздавленной, припечатанной художественным словом.
Но «Под покровом ночи» — фильм не только и не столько о наказании за грехи наши тяжкие, сколько в большей степени о любви. Да, Эдвард мастерски препарирует сущность Сьюзен, показывает ее цинизм и расчетливость — потому что нельзя об этом умолчать. Но обличение дается ему с трудом: нанося удары, он сам страдает, поскольку до сих пор любит ее. К сожалению, он остается слабым, не способным простить безоговорочно. Но при этом он словно присутствует незримо рядом с читающей Сьюзен. И, скорее всего, сердце его перестает биться ровно в тот момент, когда она переворачивает последнюю страницу, — так, по крайней мере, можно трактовать сюжет.
Говорить о блестящей игре Эми Адамс и Джейка Джилленхола кажется излишним — талант обоих признан и профессионалами, и широкой публикой, и у них в последние годы не было проколов. И все-таки нельзя не отметить, что в этом фильме они показали особый класс: Адамс выдержала множество крупных планов, была убедительна от начала до конца, а Джилленхол мастерски воплотил образы реального героя (Эдварда) и вымышленного (Тони) и связал этих персонажей. На фоне звездных актеров не потерялся и Аарон Тейлор Джонсон, исполнивший роль Маркуса. В мерзком гопнике с трудом узнаешь блистательного офицера Алексея Вронского, которого актер сыграл четыре года назад в «Анне Карениной» Джо Райта.
Кстати, финал картины неоднозначен и способен вызвать раздражение взыскательного зрителя, требующего ясности и договоренности. Но в месседже «Догадайтесь сами» кроется особая изюминка. Том Форд, подтверждающий этой работой свое режиссерское мастерство, словно предлагает каждому выстроить собственную версию, руководствуясь логикой жизни. Ведь в фильме практически все как в реальности, вплоть до аксиомы «Каждая женщина со временем становится подобием своей матери». И хорошо, если мама — не животное.