18+
11.08.2016 Тексты / Рецензии

​Джульетта без Ромео

Текст: Жаннат Идрисова

Фотографии: с сайта kinopoisk.ru

Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о новом фильме Педро Альмодовара.

Так уж получилось, что после эксцентричной комедии «Я очень возбужден», в которой даже пожарная пена казалась укуренной и сексуально озабоченной, Альмодовар выдал другое кино. Его новая картина «Джульетта» неспешна, «неулыбчива». Временами нудновата, зато с подтекстом, который каждый волен читать по-своему. Лично мне фильм, основанный на рассказах канадской писательницы Элис Манро, поведал историю современной Джульетты — без Ромео, но с Доном Жуаном.

Джульетта, красивая и эффектная учительница литературы (Адриана Угарте), однажды в ночном поезде встречает не менее красивого и яркого рыбака Хуана (Даниэль Грао). Если мужчина и женщина молоды и привлекательны, удастся ли им избежать влечения и близости? Альмодовар уверен: нет, не удастся. После пылкой ночи они расстанутся, казалось бы, навсегда, потому что роковой красавец Хуан (согласитесь, практически Дон Жуан) женат. Развестись ему не позволяет чувство долга — его жена очень больна.

Но спустя несколько месяцев Джульетта получает письмо — страстный зов случайного любовника, и едет к Хуану. Уже в доме рыбака девушка узнает, что его супруга на днях скончалась. Что теперь может помешать влюбленным соединить их судьбы? Альмодовар считает — ничего. У пары рождается прелестная дочурка Антия (Приссила Дельгадо). Хуан набивает на плече тату — литеры «Д» и «А» на фоне алого сердца. Штилевая идиллия, предчувствие бури.

Фотография с сайта kinopoisk.ru
1 3

На экране промчатся годы, и нашим взорам предстанет постаревшая Джульетта (Эмма Суарес). Бледное лицо, беспомощный взгляд. Яркие сексуальные наряды сменились одеждой скучных расцветок. «Что с тобой Джульетта, почему ты умерла еще при жизни?» — этот вопрос так и рвется с губ. Оказывается, семьи нет: муж-рыбак погиб в море во время шторма, а единственная дочь сбежала из дома и подает о себе весточку разве что в свой день рождения. Антия не может простить матери того, что... А вот здесь стоит оборвать пересказ, дабы не лишать удовольствия тех, кто еще не приобщился к картине.

Скажу лишь, что добрую часть фильма постаревшая, но еще не повзрослевшая Джульетта проводит в воспоминаниях. И, хотя часть кинокритиков считают, что этому детищу Альмодовара очень подошло бы название «Все о моей дочери» (по аналогии с другой его лентой, «Все о моей матери»), лучшим вторым наименованием, полагаю, было бы «Все обо мне, а потом уже о дочери».

История женского чудовищного, порой убивающего эгоизма разворачивается на экране. Шекспировская 13-летняя Джульетта, инсценировав свою смерть и погубив этим Ромео, после умирает уже по-настоящему. Ее альмодоварская тезка, находясь в зрелом возрасте при этом психологически «застыв» в отрочестве, ранит, порой смертельно, окружающих тем, что не чувствует их боли. На ее понимание и тепло не могут рассчитывать ни одинокий несчастный незнакомец в поезде, ни родной отец, ни провинившийся муж. То, что не укладывается в рамки идеального, недостойно прощения, считает героиня. Во главе угла — снисхождение к себе, своим ошибкам и слабостям. Есть ли надежда на излечение? У режиссера, к счастью, ответ на этот вопрос положительный. Звучит в фильме еще один, более внятный месседж: ложь разрушительна, а молчание и неумение высказывать свои чувства — это прямой путь к личной трагедии.

Фотография с сайта kinopoisk.ru
1 2

Плюсы фильма обусловлены брендом «Альмодовар»: привлекательные талантливые актеры, безмерно красивая картинка с сочной цветовой палитрой, где преобладают красные, синие и золотистые цвета. Минусы проистекают из того же бренда: сексуальная провокация, не всегда понятная мотивация действия или, напротив, бездействия героев.

Но представительницы прекрасной половины наверняка простят мастеру все погрешности, ведь этот фильм о них, любимых, — эффектных, уверенных в себе, необычайно сильных, мало нуждающихся в мужском плече с татуировкой. Кстати, режиссер мастерски подчеркивает, в том числе и костюмами, мужское начало в Джульетте: в молодости она носит не только красные, но и синие (условно мужской цвет) свитера, жакеты в стиле 80-х годов (широкие плечи, закатанные рукава), а в зрелости ходит по квартире в примечательном халате. Халат интересен расцветкой и узором: они точно такие же, как на одежде у влюбленного с картины Густава Климта «Поцелуй». «Женского» орнамента, сродни тому, что на платье климтовской влюбленной, на пеньюаре Джульетты вы не увидите. И это, с учетом немалого уже возраста, читается как принципиальная позиция. Хочется спросить: «Что с тобой Джульетта, ты сама стала тем Ромео, за которого когда-то хотела замуж?» Кажется, у Альмодовара ответ на этот вопрос отрицательный.

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

​И еще раз «Про любовь»

Жаннат Идрисова

​«В центре внимания» — сиди и смотри

Жаннат Идрисова

Эксперты: Спецрепортаж — не документалистика!

Жаннат Идрисова

​Увидеть Дори и вернуться к Немо