Старушка критика откинула копыта. Статьи, рецензии и обзоры утратили необходимую остроту. Больше нет школ, течений и направлений.
В то время как толстые журналы, пытаясь сохранить лицо, идут по проторенной дороге объемных текстов, интернет-издания и большие газеты изгнали со своих культурных полос оценочность. Те и другие предпочитают либо беззубую классику, либо вату бесконфликтного искусства. Одинаково забывая: мотивация серьезного художника — вызов.
В этих условиях все, кто по инерции называют себя критиками, вынуждены балансировать между потворством публике и стремлением не обидеть автора. «Критиковать» по редакторской указке или уходить в яростное самовыражение, сознательно отодвигая обсуждаемый предмет на второй, а то и третий план.
Такое отсутствие внутрицеховой цензуры одинаково расхолаживает и художников, и их адресатов. Первые заполоняют рынок некачественным продуктом: посредственными книгами, бездарными фильмами и выставками, больше напоминающими дизайн дорогих клозетов. Вторые, утратив притязательность, привычно пережевывают даденое.
Между тем настоящее искусство ярко и протестно в своей основе. Литература, кино, живопись и театр давно существуют в плотном слиянии. Их взаимная трансформация удивительна и прекрасна, но для унылого обывателя резка и неприятна.
Поэтому мы, группа вольных критиков, швыряем свое гортанное «нет» в обрюзгшее лицо общественности. И заявляем: долой комфортное искусство!
Отныне мы, отрицая клановость и соглашательство, берем на себя тяжелый труд по восстановлению справедливости. Наша задача — методично расставлять точки над «i». Называть черное — черным, а белое — белым. И, как в прежние времена, пороть прилюдно.