18+
14.12.2016 Тексты / Рецензии

​Виноваты звезды

Текст: Артем Артемов

Фотография: с сайта kinopoisk.ru

Обозреватель Rara Avis Артем Артемов о лучших фантастических фильмах последних лет.

Умная кинофантастика добирается до больших экранов редко. Еще реже ей сопутствует финансовый успех. Это направление считается обывателем слишком непредсказуемым и сложным для усвоения. Творческий метод, расстановка приоритетов, а также нечасто встречающаяся терминология становятся барьером между фильмом и зрителем. Поэтому получившееся кино чаще всего достается большим и малым фестивалям. Критики, как правило, пишут об исключительности картины, высоко оценивают авторский посыл, предрекая фильму кассовый провал из-за сложности. О четырех таких фильмах и пойдет речь, пятому же благоволили звезды.

«Европа», 2012 год, США

Фотография с сайта kinopoisk.ru

Режиссер — Себастьян Кордеро.

Автор сценария — Филип Гелатт.

В главных ролях — Шарлто Копли, Анамария Маринка, Каролина Выдра.

Кинофантастика ассоциируется с мегабюджетом, первосортным кастинг-листом, мощными CGI-сценами и крепким управленцем на съемочной площадке. Однако всем вышеперечисленным лента «Европа» (2012) не обладает. Создатели SCI-FI триллера избрали путь наибольшего сопротивления.

Картина рассказывает о космическом вояже интернациональной группы астронавтов к шестому спутнику Юпитера − Европе. Согласно предположениям некоторых ученых, под коркой льда спутника сокрыты целые океаны, и в их недрах содержится кислород, который мог стать основой для образования простейших форм жизни. Для подтверждения этой теории снарядили и отправили экипаж из шести звездоплавателей в дальний участок Солнечной системы. Космические исследователи должны провести ряд экспериментов и получить доказательства того, что мы не одни во Вселенной.

Однако миссия сталкивается с непредвиденными трудностями. При подлете к спутнику Европа происходит необъяснимый разрыв радиосвязи с Землей, пытаясь устранить неисправности гибнет один из членов команды. На поверхности спутника Юпитера после первых исследовательских работ с командой неожиданно cлучаются довольно-таки странные вещи, которые приводят к общей нервозности астронавтов. Очень велика вероятность, что о важных достижениях экипажа так никто и не узнает, потому что они вряд ли сумеют вернуться домой.

Фильм выполнен в стиле мокьюментари (найденных видеопленок). Философия картины эквадорца Себастьяна Кордеро чем-то похожа на умопомрачительно притягательное «Пекло» Дэнни Бойла. Что у Кордеро, что у британского кинодела, люди готовы пожертвовать собой ради достижения благой цели. В случае с «Пеклом» — спасение угасающего Солнца, в «Европе» − научное открытие, дающее ответ на многие метафизические вопросы. Только проект Бойла в десятки раз масштабнее в финансовом и визуальном плане. Однако Кордеро использовал принципиально другой подход (в том числе и по финансовым причинам), но это не делает его фильм менее амбициозным.

Он дотошно подошел к воссозданию подлинности полета, максимально приблизив его к реальности. Интерьер космического корабля, специальное снаряжение, защищающее от внешних воздействий, знание матчасти членов экспедиции — все это соблюдено до мельчайших подробностей. В этом деле значительно помогли сотрудники НАСА, консультировавшие режиссера по каждому вопросу. Спецэффекты совсем не эталонные, но для придания ледяным торосам Европы зловещности подходят как нельзя кстати. Все члены экипажа — сильные разноплановые личности, которые в ответственный момент не поддаются панике. Они испытывают колоссальный стресс и немыслимые физические перегрузки, действуют согласно намеченному плану, даже в минуты лютой безысходности.

Исполнители главных ролей, как и их протеже, — представители межнациональной актерской гвардии. Каролина Выдра (Катя Петровна) — полячка, Шарлто Копли (Джеймс Корриган) — выходец из Южной Африки, Михаэль Нюквист (Андрей Блок) — швед, Анамария Маринка (Роза Даске) — родом из Румынии. Их игра вышла емкой и целостной. Отдельно стоит похвалить сценариста Филипа Джэлетта, адаптировавшего опус Артура Кларка «2061: Одиссея Три».

Картина Себастьяна Кордеро не безупречна, в ней есть минусы. Пожалуй, самый серьезный — это финал. Концовка разрушает элемент недосказанности, отбрасывая все варианты для последующих интерпретаций и версий. Однако достоинств неоспоримо больше. И каким бы глубоким ни был «Интерстеллар», и какой бы богатой мифологией ни располагала сага «Звездные войны», − эти проекты больше развлечение, киноаттракцион, а фильм «Европа» уводит жанр в область вдумчивой научной фантастики.

«Частоты», 2013 год, Великобритания и Австралия

Фотография с сайта kinopoisk.ru

Режиссер — Даррен Фишер (он же и автор сценария).

В главных ролях — Дэниэл Фрайзер, Элинор Уайлд, Дэвид Бротон Дэвис.

Кинофантастика — это не всегда путешествие сквозь пространство и время, сражения на лазерных мечах, открытый космос и речи на клингонском. Это художественное направление всеобъемлюще, не стопорит в рамках условностей. Картина «Частоты» (2013) предлагает зрителю остаться на Земле и порассуждать о свободе волеизъявления и детерминизме. Фильм-ребус, фильм-метафора, столь остроумная и свежая антиутопия, что после просмотра Дарт Вейдер и ксеноморфы воспринимаются как атавизм жанра.

События ленты разворачиваются в альтернативной реальности. C юных лет люди распределяются по уровню IQ и по шкале излучения частот — ультравысоких, средних и низких, что позволяет определить будущий коэффициент успешности. Еще со школы используется отработанная система градации, одаренными учениками занимаются отдельно, у них своя особая программа обучения, намеченный курс и перспективы. Ученики, чья фреквенция — предначертанность судьбы — гораздо ниже, становятся неудачниками, от которых навсегда отвернулась фортуна.

Судьба людей с высоким коэффициентом фреквенции, удачи и интеллекта, предопределена, им всегда сопутствует успех. Но у них есть существенный изъян — они не способны чувствовать, представляя собой пустой безэмоциональный сосуд. Главный герой Зак еще в начальных классах влюбился в Мари, с возрастом его чувства к ней только крепли. Но ответить взаимностью она не могла, потому что не умела. Для нее флирт и эмпатия — всего лишь эксперимент по сбору данных, она не любит даже родных. «Смеюсь я или плачу, улыбаюсь или хмурюсь, я всегда притворяюсь», — честно признается героиня. Однако Зак не сдавался, придумал способ выровнять частоты, чтобы девушка начала испытывать эмоции. Потому что если они пробудут вместе больше одной минуты, оставляя все как есть — Землю начнут сотрясать природные катаклизмы.

Действие развивается в трех временных отрезках, некоторые сцены идут рефреном в виде флэшбеков, ненавязчиво подталкивая к разгадке того, как Заку и Мари быть вместе. Он неискоренимый романтик (представляет хаос), она завидный теоретик (представляет упорядоченность), они сильно резонируют из-за несовместимости частот, поэтому возникает сила отталкивания (прослеживается аллегория по классовым различиям, когда выходцы из одних слоев общества априори не могут быть ровней другим). Тем не менее Мари, словно Железный Дровосек из сказки Лаймена Фрэнка Баума, питает надежды получить сердце. Вместе им при поддержке третьей силы придется перехитрить систему. Ключ к головоломке лежит в оригинальном названии ленты.

Может показаться, что фильм «Частицы» перекликается с нескладными «Параллельными мирами» (2011) и довольно симпатичной картиной «Меняющие реальность» (2011). На самом деле, все куда глубже. При наличии очевидной лиричности, лента ближе к киноклассике 90-х — «Темному городу» (1998) и «Матрице» (1999), только без комбинированных съемок, эксплуатирования насилия и с меньшей патетикой.

Инди-картина писателя и режиссера Даррена Фишера провокационна, ставит под сомнение такие понятия, как душа и воля. Автор будто спрашивает ехидно: что если все мы — марионетки, которые движутся по четко заданной траектории? Наши желания, мышление и переживания всего лишь иллюзия, результат манипуляций, которая легко предугадывается. И как нам, «механизмам с кнопочками» быть — стоит ли по этому поводу досадовать, если все предопределено заранее? Ответить сможет только тот, кто познает абсолютную истину. А для всех остальных — «знания бесполезны, если они частичны».

«Трудно быть богом», 2013, Россия

Фотография с сайта kinopoisk.ru

Режиссер — Алексей Герман (он же соавтор сценария).

Сценаристы — Светлана Кармалита, Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий.

В главных ролях — Леонид Ярмольник, Евгений Герчаков, Юрий Цурило.

«Ку! Кин-зда-дза», 2012, Россия

Фотография с сайта kinopoisk.ru

Режиссер — Георгий Данелия, Татьяна Ильина (они же соавторы сценария).

Сценаристы — Александр Адабашьян, Андрей Усачев, Игорь Ахмедов, Реваз Габриадзе.

Роли озвучивали — Николай Губенко, Андрей Леонов, Иван Цехмистренко.

Экранизация трудов литературных классиков — дело рисковое, всегда найдется тот, кто укажет на расхождение межу книгой и последующей киношной интерпретацией событий. Тем более, если режиссер берет за основу культовое наследие фантастической элиты (Братья Стругацкие). Еще больше вопросов возникает, если автор переосмысливает свое же собственное творение, ставшее эталоном жанра. Однако к Алексею Герману с его убийственным «Трудно быть богом» (2013) и Георгию Данелии с ревизионным «Ку! Кин-зда-дза» (2012) не подкопаешься.

Оба сняли свои картины в почтенном возрасте, оба иносказательно переминают косточки чудовищной обыденности России, один делает это безжалостно, рубя с плеча, другой — с присущей ему интеллигентностью добродушного наставника. Можно сколько угодно придираться к форме самовыражения — у Германа повествование, впрочем, как и всегда, чрезмерно закодировано, а Данелия пытается идти в ногу со временем. Однако содержание у обоих гораздо многослойней — для этого достаточно иметь «душу, сердце и чуток воображения».

Фильм Германа пророчески рассказывает о катастрофическом положении страны и людей, обреченности и заскорузлости мышления, добровольном погружении в серость и мученическом аде, который организовали себе сами. Мультфильм Данелии не столь апокалиптичен, напротив — автор в ненавязчивой форме старается достучаться до людей, чтобы мы увидели, наконец, человека в человеке, а не свои чрезмерные амбиции.

«Прибытие», 2016, США

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Режиссер — Дени Вильнев.

Сценаристы — Тед Чан, Эрик Хайссерер.

В главных ролях — Эми Адамс, Джереми Реннер, Форест Уитакер.

Население Земли взбудоражила нежданная весть о прибытии представителей иной цивилизации, куда более развитой как технологически, так и умственно. Прибытие пришельцев не зафиксировали ни спутники, ни радары. Они — гептаподы — нежданно-негаданно прилетели на семи внеземных кораблях. Кто-то из землян предрекает человечеству скорую гибель или порабощение визитерами, кто-то прогнозирует стремительный скачок в познании сокровенных тайн Вселенной. Откуда и зачем пришли гептаподы, представляют они угрозу или благо — должны выяснить два человека: лингвист (Эми Адамс) и физик-теоретик (Джереми Реннер). И как можно быстрее, потому что нервы у лидеров ведущих государств уже на пределе, земляне готовы первыми нанести удар.

Научно-фантастическая лента «Прибытие» стартовала в мировом прокате в середине ноября 2016 года. Еще раньше лента была представлена на «Венецианском фестивале». Ее окрестили идейным продолжателем монументальных и нетленных работ Кубрика и Тарковского — «Космической одиссеи-2001» и «Соляриса». Сравнения не совсем корректны. Вовсе не потому, что восьмой по счету фильм канадца Дэни Вильева совсем не дотягивает до величия произведений кинотитанов. Кубрик и Тарковский развивали элементы киноязыка, новые приемы художественной выразительности, в ленте Вильнева нет прямого цитирования классиков. Канадца больше волновала содержательная часть кинопроизведения, ее миротворческое начало.

Однако стоит отдать режиссеру должное, в его работе присутствует несколько сногсшибательно красивых кадров, в том числе и способных изрядно встревожить и даже напугать. Вильнев мастерски управляется со светом и тенью. Усиливает атмосферу специфическая музыка композитора Йохана Йохансонна. Да и по фабуле «Прибытие» все же ближе к «Контакту» Роберта Земекиса.

Сценарий фильма не назовешь безупречным, он немного затянут, но зато не нагоняет тоску и не переполнен пафосом. Сюжет ленты обходится без экшна, сосредотачивается на характерах главных героев, полностью раскрывая их. Особенно проявляются качества персонажей в тревожные моменты налаживания связи с инопланетной формой жизни. Актеры, изображающие протагонистов, чрезвычайно хороши. Эми Адамс в прекрасной форме, Джереми Реннер, чья игра всегда однотипна, выдал лучшую роль со времен «Повелителя бури». Форест Уитакер, которому досталась партия недальновидного военного, в очередной раз показывает, почему он находится в обойме артистов класса А.

«Прибытие» — нетипичная фантастика, со смыслом − размером с вулканический кратер, она станет хорошей пищей для ума. Режиссер очень хитро и дозировано подводит к четким выводам. Он явно хотел разбудить в зрителе сопереживание, разрушить культурные барьеры и напомнить, что человек — это представитель внушительной популяции. И его основная задача — научиться объясняться по-человечески с представителями других рас, народностей и конфессий. Без применения силы. Причем здесь и сейчас, иначе будущее может и не наступить. Как у него, так и у остальных 7,5 миллиардов людей. Не научится ценить время — окажется в истории. Чтобы сплотиться перед глобальной угрозой (возможно, ядерной), преодолеть все недомолвки и недоверие, приступив к коллективному решению насущной проблемы. Для Вильнева это актуально, он опасается, что если не сообщить об этом сейчас, потом будет уже поздно.

Возможно, «Прибытие» не предназначено для семейного просмотра, являясь представителем назидательного, тягучего и замысловатого кино. И это не проблема Вильнева, это его сознательный (и успешный) шаг. Международный бокс-офис ленты перевалил за первую сотню миллионов долларов. Это отрадно наблюдать, потому что впереди — ответственное и судьбоносное испытание. Дени Вильневу предстоит снять сиквел SCI-FI фильма «Бегущий по лезвию», еще одного научно-фантастического шедевра. И, возможно, «Прибытие» было только репетицией перед вступлением на действительно новую ступень в жанре кино.

Другие материалы автора

Артем Артемов

​Джордж А. Ромеро. Отец бестиария

Артем Артемов

​Бремя лидера

Артем Артемов

​Пастырь и пустота

Артем Артемов

​Апокриф от Досталя