18+
13.01.2016 Тексты / Рецензии

​«Выживший». Месть приказала дольше жить

Текст: Жаннат Идрисова

Фотографии с сайта kinopoisk.ru

Жаннат Идрисова о «Выжившем» Алехандро Гонсалеса Иньярриту.

«Выжившего» у нас многие ждали с нетерпением — в первую очередь потому, что хотели оценить шансы на «Оскар» исполнителя главной роли Леонардо ДиКаприо (парню, который из наших, из славян, и у которого система Станиславского, должно быть, в крови, пора уже получить заветную статуэтку!) Ну и, разумеется, сама драма, частично основанная на реальных событиях, вызвала интерес.

Что по факту? История, в самом деле, потрясающая, фильм — захватывающий, Леонардо «Оскара» заслужил.

В основе картины — одноименный роман Майкла Панке. Начало XIX века, север США, побережье реки Миссури. Охотники-заготовители, добывающие пушнину, на привале подвергаются атаке индейцев из враждебного племени Ри. После непродолжительной, но жестокой схватки, шумовой фон которой — свист стрел, грохот винтовок и пистолетов, а также предсмертные вопли и крики (то «Хватайте пушнину!», то, напротив, «Бросайте пушнину!»), в живых остается около дюжины охотников. В их числе Хью Гласс (Леонардо ДиКаприо) и недоброжелательно к нему настроенный Джон Фицджеральд (Том Харди).

Группа сначала сплавляется по Миссури на лодке, но потом благоразумно оставляет судно, ведь река таит много опасностей. Заготовители решают добираться до форта пешком, тем более что Гласс — проводник, отлично знающий здешние места. Из ретроспективных кадров зритель узнает, что Гласс был женат на девушке из индейского племени Пауни, которая родила ему сына, а позже погибла. Ребенку сейчас около 15 лет, он сопровождает отца в пути.

Ничего особенного, наверное, не случилось, если бы Гласс, отойдя от отряда на приличное расстояние, не подвергся бы нападению огромной медведицы гризли, гулявшей по лесу с потомством. Кстати, тут-то и происходит сцена, которая в конце прошлого года взвеселила пользователей интернета сообщениями вроде: в фильме медведь насилует героя ДиКаприо (как говорится, что только PR животворящий не делает!). На самом деле, конечно, ничего подобного не наблюдается, просто разъяренная медвежья мать рвет мужчину зубами и когтями, практически не давая ему шансов остаться в живых. Выстрел и отчаянные удары ножом в итоге помогут обезумевшему от ужаса Хью не попасть на тот свет.

Фотографии с сайта kinopoisk.ru.
1 3

Однако дальнейшие события наводят на мысль, что злой рок уберег проводника от монстра в медвежьем обличье, чтобы передать его чудовищу в человеческом. Хью предстоит пережить смерть сына (парнишку убьют на его глазах, а он, беспомощно лежащий на топчане, не сможет защитить его), подлость со стороны негодяев и неплохих вроде бы людей, холод, голод и, конечно же, нестерпимую боль — как физическую, так и душевную.

Поскольку в самом начале фильма герой склонен больше демонстрировать смирение — молчать в ответ на злобные оскорбления недругов и принуждать к тому же горячего и эмоционального сына, то зритель в разгаре квеста «Выживи, если получится» может недоумевать: зачем этот человек сопротивляется обстоятельствам, почему не ляжет среди снегов, не закроет печальные голубые глаза и не отойдет с молитвой в мир иной? Да, он привык не сдаваться, но что проку в жизни, если нет близких? И лишь когда он пишет на скале имя злейшего врага, приходит понимание: сердце Хью требует мести.

Именно это заставляет его ползти вперед, когда не держат ноги, питаться, чем придется (например, свежевыловленную рыбину есть живьем — каково?), прятаться от врагов, ныряя в ледяные глубины реки. «Выжить, чтобы отомстить» — становится негласным девизом Хью. Словно «негласным» здесь можно расценить и как иронию, потому что из-за холода и ран говорить он практически не может, только сипит. Встреченный им в пути индеец-пауни признается, что он тоже потерял близких. «Сердце мое обливается кровью, но отмщение в руках Спасителя», — вздыхает этот мудрый человек, и зрителю снова предстоит ломать голову: когда, в какой момент «выстрелит» эта фраза? Жажда мщения поможет Глассу выстоять, а потом, в нужный момент, отступит.

Фотографии с сайта kinopoisk.ru.


Отзывы о фильме можно условно разделить на две категории: иронично-сдержанные и восторженные. Вторые достаточно однообразны, авторы же первых едко проходятся по сюжету («Американский ответ нашей истории про летчика Мересьева, который, будучи раненым, упорно полз к своим»), по актеру («Смешно, если ДиКаприо дадут высшую награду за эту роль, где он едва сказал пару слов — только сипел, стонал и мычал»), по режиссеру («Так обидно за Иньярриту, ведь он способен на лучшее»).

Однако что бы ни говорили скептики, «Выживший» мощен и ярок, он держит в напряжении без малого три часа. На мой взгляд, фильм достоин высших баллов киноакадемиков больше, чем «Бёрдмэн» — картина того же Иньярриту, получившая «Оскара» в прошлом году. Здесь создатели, приковывая основное внимание к центральным героям, не забывают сделать акценты и на второстепенных, заставляя задуматься: выживший — это ведь не только Хью, там есть и другие спасшиеся, но какой ценой досталась им жизнь? Стоит ли ради собственного благополучия идти на величайшую подлость? Здесь непревзойденный оскароносный оператор Эммануэль Любецки вновь показывает класс — невероятная красота планов завораживает, природа севера Америки, равнодушная к страданиям людей, предстает во всем своем холодном величии.

Говоря о Леонардо ДиКаприо, можно обойтись лаконичным: он в очередной раз подтвердил свой статус настоящего мастера, способного сделать все возможное и невозможное. Что касается Тома Харди — отличный актер, любитель экспериментов, он органичен в каждом кадре. Чувствуется, что ему безумно интересна роль отъявленного негодяя. Изредка сбивается на повторы — например, в некоторых эпизодах походка у него точь-в-точь как у гангстера Реджи Крея (персонаж из «Легенды», которого Харди сыграл ранее), но в целом он великолепен. Сцена, где он рассказывает юному попутчику историю о том, как его отец «уверовал» в Бога, — одна из лучших с его участием.

Признаюсь, что по поводу этих актеров у меня тоже родилась шутка: мол, настоящим конфузом для Леонардо было бы — номинированние Харди на лучшую мужскую роль второго плана, и получение награды. Но случись такое — актер, сыгравший несломленного Хью Гласса, удостоенный за роль «Золотого глобуса», способен выдержать и этот удар. А потом все-таки получить «Оскара».

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

​«Училка»: выстрел вхолостую

Жаннат Идрисова

​Она + Он (Дракон)

Жаннат Идрисова

​И еще раз «Про любовь»

Жаннат Идрисова

​Пять фильмов о Рождестве — от философии до иронического триллера