18+
03.11.2016 Тексты / Статьи

Важные слова Зельдина

Выборку цитат подготовила: Евгения Коробкова

Фотография: kremlin.ru

Сегодня столица простилась с легендарным актером Владимиром Зельдиным, Rara Avis вспоминает уроки Зельдина.

Цитаты приводятся по книге Зельдин В. Моя профессия. Дон Кихот — М.: АСТ-Пресс, 2016. — 448 с. (Выдающиеся мастера)

«В профессии актера без любви делать нечего. Ты можешь быть как угодно популярен, известен и даже богат, но, если ты не любишь вот этот самый первый выход на сцену, если не волнуешься от этого, не тратишься, если, вспоминая, что вечером у тебя спектакль, ты скучнеешь, никакой ты не актер».

«Дороже самых пышных букетов для меня обыкновенные васильки».

«Иногда я кажусь себе чудаковатым стариком Фирсом из Чеховской пьесы, единственным, кто еще помнит секрет душистой вишни, которую „лет сорок-пятьдесят назад... возами отправляли в Москву". „Вишню сушили, мочили, мариновали, и, бывало..."

Бывало. А теперь вот способ забыли».

«Меня спрашивают: почему к актерам относятся не так, как раньше? Могу ответить: актеры стали слишком доступны. Все о них знают, а чего не знают, то сами с удовольствием присочинят. Помните, „он мал и мерзок, как мы".

Дистанция должна быть по самым разным причинам. Что-то в нашей актерской жизни должно оставаться тайной. Не все должно быть ясно зрителю про его кумира».
«Я прихожу в ужас от того, как мы живем в театре. Забегаем на минуточку, как в „Макдональдс" поесть. Мне безумно жалко театральную молодежь, которая растет, как трава: без присмотра, без „пригляда". Быстро репетируют, быстро играют, быстро разбегаются на халтуры и быстро стареют. А театр должен работать медленно. Когда я говорю „медленно" — это не значит „долго", это значит сосредоточенно, включая мозги».

«Применительно к актерской профессии о справедливости говорить трудно. Актерская профессия все-таки чертовски зависима. И зависимость эта иногда унизительна. Очень гордым актерам быть не рекомендуется. Тут случай и случайность, „фарт" иногда меняют все».

«Часто везет нахальным и не везет гениям. Нет, в конечном счете везет и гениям... Правда, чаще — после смерти».

«Почему я сохранился в профессии? Видимо, все-таки потому, что у меня не очень типичный для актера характер. Я не был неврастеником и не был мечтателем — будучи романтическим артистом».

Старость — это когда многое кажется просто

«Я всегда помню, что неосторожным словом или неумелым делом могу причинить боль или вред. И этому меня научил барон Мюнхгаузен».

«Ничего не считай своим, кроме души. Гордись не тем, кто ты есть, а тем, кем ты хочешь и можешь стать. Разве не прекрасно — напомнить об этом людям».

«Я много любил на сцене. И меня много любили. Я считаю, что любовь — эта самая главная тема в любом спектакле, в любом искусстве и в жизни. Это самое трудное чувство для актера».

«В сотый раз меня спрашивают о секрете моего долголетия. И в сотый раз я объясняю, что секрета нет. Есть комплекс причин. Родители, спасибо им, наградили меня здоровым организмом. А я научился этот организм рационально эксплуатировать, не дергаться по пустякам. Правда, чтобы следовать этому рецепту, требуется некоторая сила воли. А она далеко не всегда придается таланту».

«Жизнь проходит мимо, трамвай проходит мимо. Из трамвая надо иногда выпрыгивать. Можно на ходу. Иначе самого интересного в жизни вы как раз и не узнаете».

«Надо ощущать жизнь в пальцах, какой бы она ни была, радостной или печальной».

«К юбилеям я отношусь цинично: они меня бодрят, я от них заряжаюсь».

«Старость — это когда многое кажется просто».

«Старость — это когда живешь медленно, хотя чувствуешь, что годы летят быстро».

Другие материалы автора

Евгения Коробкова

​Андрей Коровин: «Когда звёзд много — света не видно...»

Евгения Коробкова

​Кто такой Наум Коржавин?

Евгения Коробкова

​Почему «Олимпия» Мане — пощечина?

Евгения Коробкова

​Андрей Родионов о Всемирном слэме