Почему «Олимпия» Мане — пощечина?
Записала Евгения Коробкова
Фрагмент репродукции «Олимпия» Эдуарда Мане / Репродукция предоставлена пресс-службой ГМИИ им. Пушкина
Директор Пушкинского музея Ирина Антонова рассказала посетителям о том, как правильно смотреть «Олимпию» Мане.
— Почему видеть «Олимпию» Мане счастье?
— Я считаю, что огромное счастье заключается в общении с самыми великими произведениями искусства. Обязательно нужно прикасаться к прекрасным вещам, нужно иметь перед глазами эталон, высоту. Иначе человек очень быстро опускается на четвереньки. «Олимпия» Мане — это великая картина и великая живопись. Глядя на великое, лучше понимаешь, что происходит вокруг тебя.
— Почему из Парижа привезли всего одну работу?
— Этот проект — выставка одного художественного произведения. Мы показываем вещи, которые убеждают, что в музей можно прийти ради одной-единственной картины. Раньше привозили Мону Лизу, Боттичелли, портрет Риминальди работы Тициана (я считаю, самый гениальный портрет в мировой истории искусств. Не верилось, что его возможно получить, но, оказалось, возможно). Но если раньше мы показывали только один шедевр — то теперь — окружаем его «подсказками».
— Как нужно смотреть выставку?
— Небольшое количество работ подразумевает: надо смотреть долго, надо входить в образ. Есть такой термин — «музейная усталость». Наверняка, знакомое ощущение — ты просто походил по выставке минут сорок, ничего не делал, но безумно устал. Это естественно, ведь вещи — вещают на человека.
— Какие произведения вы выбрали для подсказки?
— Их всего три. Первая — «Афродита» Праксителя, афинского скульптора 4 века до н.э. Пракситель был первым европейским художником, изобразившим женское тело полностью обнаженным. Вторая — это «Дама за туалетом или Форнарина» Джулио Романо, ученика Рафаэля. Третья — картина Поля Гогена «Королева (Жена короля)», написанная во время пребывания на Таити. Все три работы представляют ступеньки. Две — это ступеньки «до» «Олимпии», а последняя — гогеновская — ступенька «после», ведь Гоген восхищался «Олимпией» Мане.
— Могли ли вместо трех произведений, окружающих «Олимпию», быть другие работы?
— Конечно, мы хотели показать «Данаю» Тициана из Эрмитажа. Нам обещали ее предоставить, но за неделю до выставки отказали, чем чуть не разрушили замысел. Кроме того, у меня была мысль представить после Гогена еще и «Неизвестную» Крамского. Но я подумала, что Третьяковка, защищая честь своей дамы, не даст повесить картину рядом.
— Что мы видим на картине «Олимпия»?
— Нагловатую девчонку, представительницу неуважаемой профессии. При всей очевидности ситуации — в Олимпии — огромное чувство собственного достоинства. Она не униженная или оскорбленная, а независимая персона. Она смотрит на нас, делая не совсем пристойный жест. Я рассматриваю этот жест как пощечину. Она отсылает прочь непрошеного кавалера.
Фотопортрет Ирины Антоновой / Предоставлен пресс-службой ГМИИ им. Пушкина
— На что стоит обратить внимание?
— Королеву играет ее окружение. Поэтому окружение здесь — наиболее важно. Ощетинившийся кот — это рыцарь, он ощетинился на того, кто стоит напротив хозяйки. Обратите внимание, что чернокожая служанка не отдает букет, а держит у себя, зная, что девушка его, скорее всего, выбросит.
А еще — обратите внимание на необыкновенный разлив живописи. Я просто шалею, когда смотрю, как написаны эти белые ткани, этот цветочек в ее волосах. Кстати, когда «Олимпию» критиковали — писали, что у нее желтый живот. Я посмотрела, но никакого желтого живота не увидела.
— А что хотел сказать автор?
— Очень важно почувствовать иронию картины. Перед нами Венера — вот только какая? И тут клубок начинает разматываться. Перед нами вновь вечные возлюбленные. Кто их любит — бог или противный дядька, который не понравился Олимпии — это уже другое дело.