18+
22.03.2018 Тексты / Статьи

​Уолт, Микки и джаз

Текст: Артем Артемов

Иллюстрация с сайта kinopoisk.ru

О джазовом принципе диснеевских мультфильмов рассказывает обозреватель Rara Avis Артем Артемов.

Уолта Диснея не назовешь баловнем судьбы, он преодолел извилистый путь, прежде чем стал всемирно известным мультипликатором. Для XX века Дисней один из основных проводников гуманизма в анимационном искусстве. Он как никто другой умел «одушевлять» своих персонажей, передавать им человеческие качества, какими бы волшебными они ни казались. Если Чарли Чаплин — это нарицательное комедийное имя в игровом кино, то лавры короля рисованного мира заслуженно достаются Диснею. Именно он привил любовь публики к анимационным фильмам, а его персонажи на протяжении долгих десятилетий конкурировали с живыми актерами. А порой рисованные герои смотрелись и вовсе выигрышней.

С чего все началось

Джаз зародился в Новом Орлеане в первой декаде прошлого столетия. Как любило шутить местное население, его ритм вырвался из болотистой поймы, прямо из пасти аллигатора, чтобы разнообразить серые будни тех, кто прозябал в нищете. Джаз первоначально воспринимался как исключительно африканская музыка, даже существовало предубеждение, что это ритмы для бедных. И любое звучание в высшем обществе резко порицалось. К счастью для джаза, снобизм и пренебрежение вскоре улетучивалось. А джаз получил признание, почет и уважение меломанов всего мира.

В 1927 году на весь мир прогремел фильм-мюзикл «Певец джаза» с легендарным актером и музыкантом Элом Джонсоном. Лента примечательна тем, что впервые в истории кино использовалась технология синхронизации звука и изображения, аудитория была ошарашена таким нововведением. Уолт Дисней с энтузиазмом воспринял перемены и вскоре выпустил семиминутный мультфильм «Пароход Уилли» (1929), придав своей картине пародийно-легкомысленный тон. Для Диснея открывались новые средства художественной выразительности. Например, ожившие двухмерные рисунки он наделял новым смыслом, подобная находка выводила поэтику киноязыка на другой уровень. Начало было положено. «Пароход Уилли» стал знаковым не только c точки зрения технических новшеств, но и потому что в фильме дебютировал знаменитый мышонок Микки Маус. Однако он не был похож на знакомого всем Микки, вначале его образ менялся от серии к серии.

Кадр из к/ф «Параход Уилли»


Биография Уолта Диснея похожа на американские горки, его карьера могла взмыть вверх, а затем, словно подбитая птица, рухнуть вниз. И каждое такое падение он воспринимал, как трагедию. Спасение он находил в работе, выпивке и джазе. Его любовь к этому музыкальному направлению вылилась в многолетний союз с музыкантами и певцами. Дисней неоднократно прибегал как к использованию мелодий мало кому известных джазменов, так и настоящих знатоков музыки, общепризнанных виртуозов и знаковых композиторов. Намерено или невольно он стирал из сознания зрителя очевидное заблуждение, что джаз предназначен исключительно для низших сословий, что это музыкальное непотребство, всего лишь какофония и ничего более. По мере увеличения популярности «анимации Диснея», в обществе начинало меняться и отношение к некогда декадентской музыке, теперь она становилась чуть ли не элитарным искусством.

В наиболее популярных музыкальных композициях из Диснеевских мультфильмов, джаз умело интегрирован в сюжет и создает приятный колорит. Рисованные картинки и звучание джаза создают удивительно сложный союз, который рождает гармонию ожившей анимации и музыки. Многим трекам уже полвека, но они не устаревают, впрочем, как и сама анимация Диснея, что доказывают периодически выпускающиеся за океаном тематические сборники фильмов, пользующихся повышенным спросом.

«Джазовое безумие» (1929)

Микки Маус устраивает концерт, ерничает и организует одиночное выступление перед собравшимся сказочным зверинцем. Как основной инструмент использует пианино, выводя хаотичное звучание. Издевательства над пианино приводят к тому, что в финале инструмент мстит мышонку, ухватив за хвост.

Надо заметить, что лопоухий Микки в ранних версиях еще не тот антропоморфный герой, стоящий на страже добра. Вначале он был этаким весельчаком без особых моральных устоев.

Да и название короткометражного мультфильма может ввести в заблуждение. Безусловно, в презабавной гэговской ленте проскальзывают узнаваемые джазовые вкрапления, но полноценного сближения удивительного по силе воздействия музыкального стиля и рисованного кино не произошло. Скорее, эпизодическое привлечение узнаваемой звуковой темы в мультипликации, но не больше.

«Голубой ритм» (1931)

Кадр их к/ф «Голубой ритм»

Перед зрителем представал настоящий мультяшный перформанс, подлинная ода джазу, где Микки и сотоварищи устраивает грандиозное представление такого масштаба, что сцена не выдерживает буйства и рушится под занавес выступления. Если в ранних работах Диснея джазовые приемы в аранжировке можно было встретить только урывками, то здесь ощущается задор полноценного исполнения. И песня была выбрана знаковая — «Сент Луиз Блюз» от исполнителя W.C. Handy, музыкальная тема стала непреложной классикой в пантеоне джазовых хитов на все времена. Мелодия особенно полюбилась синефилам, и поэтому ее переносили из фильма в фильм еще не раз. В «Голубом ритме» слышны рояль, кларнет, тромбон, которые потом подхватывает оркестр и характерное скэт-пение * — импровизация, при которой голос вокалиста имитирует музыкальный инструмент Микки — все вместе сложилось в гармоничный и громкий биг-бенд.

Со временем Дисней стал уходить от нарочитой простоты, прибегая к более сложным формам рисования, тем более что количество мультипликаторов в его студии увеличивалось с каждым новым фильмом, задачи становились сложнее, планы грандиозней, он превращался в генератор идей, и по мере «взросления» все больше сходил с ума от джаза.

«Дамбо» (1941)

Кадр из к/ф «Дамбо»


Трогательная история про циркового слоненка Дамбо, отвергнутого сородичами из-за невероятно больших ушей. Его считают изгоем, у него нет друзей, посетители шапито насмехаются над ним. Однако вскоре Дамбо обнаруживает в себе удивительную способность — гипертрофированные уши наделяют его умением летать. Картина удостоилась премии «Оскар», но со временем приобрела скандальную репутацию — все дело в неприкрытом расизме, предвзятости и стереотипах. Релиз «Дамбо» совпал с борьбой чернокожего населения за равноправие. И сейчас многие моменты воспринимаются, как издевка над расовым меньшинством (например, первая сцена, где обезличенные черные люди наравне с животными отстраивают цирк). Также симптоматично и то, что афроамериканцев символизирует банда ворон — их сленг, стиль одежды и жизненные паритеты отсылают к жителям Бронкса. Однако именно этот вороний ансамбль исполняет одну из лучших джазовых песен в истории студии «Дисней». Трио (Джим Кармайкл, Клифф Эдвардс и Холл Джонсон Хор) спели When I See An Elephant Fly, пародирующую стиль южного джаза, с его узнаваемыми мотивами (подражательное начало певческим приемам Луи Армстронга и Кабины Коллуэй, все тот же захватывающий тембр и незабываемый ритм, но исполняется, будто в кругу единомышленников, которые знают, что такое аутентичный джаз.

«Коты-аристократы» (1970)

Кадр из к/ф «Коты-аристократы»


Сказка о том, как три котенка голубых кровей оказываются заложниками злого дворецкого, желающего единолично завладеть завещанием матери-кошки. Котята оставлены на произвол судьбы в глухой провинции. На помощь бедолагам приходят бродячие коты-музыканты, которые помогут малышам восстановить справедливость. Одна из двух последних картин, одобренных Уолтом Диснеем незадолго до смерти в 1966 году. Мультфильм считается посредственным, вторичным и заторможенным, рефреном выводя старые формулы успеха, которые обернулись кассовой неудачей. Зато саундтрек к фильму вышел запоминающимся. На особом счету неувядающая композиция Исполняет квинтет (Скэтман Кротерс, Пол Уинчелли, Фил Харрис, Турл Равенскрофт и Вито Скотти). Благозвучие тромбона и контрабаса привносят легкость и умиротворение, пение поначалу обволакивает и усыпляет, но неожиданное ускорение темпа, утроенная экспрессия игры переворачивают все вверх дном. В итоге великолепная аранжировка запоминается лучше, чем сам мультфильм.

«Книга джунглей» (1967)

Кадр из к/ф «Книга джунглей»


Этот анимационный фильм можно считать эпитафией Уолта Диснея. За год до смерти всемирно признанный демиург приложил руку к созданию (в ранге продюсера) нетленного шедевра, уморительного мультфильма для всех возрастов. От серьезности произведения Киплинга не осталось и следа. Здесь метафорически изображены дети и их родители — детская непоседливость Маугли и зрелый наставнический контроль со стороны медведя Балу и пантеры Багиры. Тяжесть взросления и его возможные опасности олицетворяет тигр Шерхан. Интерес Маугли к сладкоголосой девочке и цивилизации — иносказательная необратимость взросления и тяга к самостоятельности, уходу из отчего дома. Музыкантам, привлеченным к проекту, по контракту было запрещено обращаться к первоисточнику, только позитивный настрой, только веселые песни. И исполнителям удалось создать настолько содержательный, разноплановый материал, что он поныне считается образцом качественного звучания. Важную роль в этом начинании сыграл легендарный Луи Прима, его голосом говорил и пел орангутанг Король Луи. Прима в композиции I Wanna Be Like You имитирует баритон Луи Армстронга, его особую манеру пения. Впоследствии песня стала визитной карточкой фильма. Второй по рангу значится джазовая композиция Bare Necessities Фила Харриса, отвечавшего за специфическое песнопение добродушного Балу. Незатейливая вокальная партия Харриса привносит в ленту непринужденность, как бег по неровностям без боязни поранится, настолько умиротворяющим кажется голос исполнителя. Две упомянутые песни стали гимном поколений, и до сих пор при прослушивании уносят в детство. Художественное своеобразие «Книги джунглей», умелые музыкальные приемы, подчеркивающие индивидуальность персонажей, виртуозно завлекали зрителя в вымышленный мир, в который он всецело верил.

Disney сегодня

Что же касается сегодня, то у джаза появилось множество ответвлений, музыка «черных кварталов» сильно видоизменилась, где-то и вовсе модернизировалась, синтезируя рок, хип-хоп и даже электронику, и уже давно не считается чем-то запретным. Наоборот, давно стала примером утонченного вкуса, объединяет под своим началом различные этносы и нации. Киностудия Walt Disney переживает наилучший период в развитии, в настоящий момент это не просто союз единомышленников, представляющих успешную кинокомпанию, а всемогущий и влиятельнейший конгломерат. Акварели давно отошли на второй план, им на смену пришла компьютерная анимация, совершенствующаяся год от года.

Кадр из к/ф «История игрушек»


Однако в Disney Company чтят традиции, время от времени возвращаясь к истокам. Следование канону прослеживается в «Истории игрушек», чемпионе 1995 года по кассовым показателям. У игрушек тоже есть свои чувства, желания, обиды, самое страшное для них — стать ненужной вещью в глазах ребенка, особенно если появляется кто-то лучше, современней. Для написания музыки к фильму был привлечен культовый композитор Рэнди Ньюман, который исполнил три песни собственного сочинения в стиле фьюжн (особо примечательны I Will Go Sailing No More и Strange Things). Первая песня олицетворяет высокие стремления Базз Лайтера и его ограниченных возможностей. Его удрученность невозможность прыгнуть выше головы подчеркивается приглушенным вокальным сопровождением, оно, как скрытое альтер-эго, подталкивает его к смелым свершениям, но у героя, несмотря на грезы, совсем иное предназначение. Stranger Things отдает меланхоличностью, местами напоминая позднее творчество Питера Гэбриэла * — основатель и первый вокалист легендарной рок-группы Genesis , в этой композиции отчетливо прослеживается взрослое разочарование жизнью, понимание того, что произошла перестановка, и ты оказался на «скамейке запасных», тебе нашли замену, а твое исчезновение никто особо и не заметил. В песне — незамысловатые поэтические строчки хорошо рифмуются с происходящим на экране, заставляя зрителя сопереживать. В итоге «Истории игрушек», позволила задуматься о потерянности и одиночестве. А джазовые нашептывания Рэнди Ньюмана эти ощущения преумножало. Граница между детской и взрослой анимацией навсегда была стерта.

Кадр из к/ф «Принцесса и лягушка»


И последний поклон традиции — «Принцесса и лягушка» (2009). Картина буквально пронизана былой романтикой, ассоциативным видеорядом из-за «старой диснеевской школы рисованного кино» и главное — джазовым звучанием, которое здесь представлено в избытке (вездесущий Рэнди Ньюман опять постарался). Западный перформанс «Принцесса и лягушка» — экскурс в историю мультипликации, эдакая дань уважения мастеру, который любил детей, магическую силу картинок и джаз. Здесь прослеживается оптимизм, разудалый и безрассудный, делающий мультфильмы Уолта Диснея такими особенными. Чуть ли не весь трек-лист состоит из джазовых композиций, Специфическое звучание, без которого «Мышиный дом» не был бы охвачен той притягательной силой, что заставляет погружаться в это волнительное путешествие вновь и вновь.

Уолт Дисней и джазмены сделали серьезный вклад в мировую культуру, а еще объединили людей разных сословностей, этнических групп и социальных классов. Не имеет значения, откуда ты, главное — какой ты человек. Именно поэтому современная студия Disney вновь и вновь прибегает к старому джазовому приему. Ведь не зря Уолт Дисней заложил правило — хороший ритм исправит любую запинку.

Другие материалы автора

Артем Артемов

​Джордж А. Ромеро. Отец бестиария

Артем Артемов

​Гудзон и ничего больше

Артем Артемов

​Виноваты звезды

Артем Артемов

​Человек, отказавший Спилбергу