18+
16.03.2018 Тексты / Авторская колонка

​Горе от ума

Текст: Фазир Муалим

Фотография Олег Грицаенко

Поэт и театральный критик Фазир Муалим о костюмированной вечеринке в стиле Грибоедова в театре на Малой Бронной.

В театре на Малой Бронной поставили грибоедовскую «Горе от ума», вечную, на все времена, пьесу. Премьера. А я имел несчастье сходить именно на нее. Нет, я, конечно, не про то, что не ценю саму пьесу — наоборот, это мое самое любимое произведение. Просто постановка смешная. «Смешная» не в прямом значении этого слова. Не в смысле «весёлая». Скорее, забавная, потешная, конфузная, жалкая. Нелепая — вот это определение, пожалуй, в самую точку.

Было время, когда режиссеры ринулись переделывать классические тексты, выправляя и «осовременивая» их. Это было похоже на то, как плохие фотографы ремонтировали черно-белые фотографии, разукрашивая их в цветные, на новый лад в угоду моде. Потом эта мода прошла: то ли вкус пробудился, то ли совесть взбунтовалась, но и к текстам стали относиться уважительней. Теперь уважение порой доводится до трепета перед словом. Так поступил и режиссер Павел Сафонов, обратившись к комедии «Горе от ума». Однако есть множество «но». Текст-то он сохранил полностью в неизменном виде — ничего не убавил и не прибавил. За исключением, разве что, какой-то попсовой современной английской или американской («не мастерица я полки-то различать») песенки в исполнении Софьи (актриса Полина Чернышова). И еще нескольких случаев, когда актеры переставляли слова. Другой, может, и не заметит, а я-то, я-то... «Не хвастаю сложеньем, однако» не бывает дня, чтобы или не читал, или не слушал, или не смотрел — но как-нибудь обязательно не обратился бы к комедии Грибоедова: «а потому что патриот» и потому что люблю. Наизусть, может, и не прочту, но переделку распознаю сразу. Да и трудно не распознать, когда переставляют рифмованное слово. Например, в реплике Натальи Дмитриевны (актриса Надежда Беребеня) «Мой ангел, бога ради...», рифмуемой со сказанной чуть раньше «Сквозной там ветер дует сзади», ну никак нельзя переставить слова, чтобы они звучали так: «Мой ангел, ради бога». Но это всё ерунда, мелочи, актерские промашки, которые случались даже у великих.

Известная история, как однажды сценический партнер Ермоловой Александр Южин, тоже выдающийся артист Малого театра, на вопрос по ходу пьесы «Кто стрелял?», запыхавшийся, вбегает на сцену и, еле переводя дыхание, вместо «Ваш муж» отвечает: «Вах мух». На что Ермолова в ужасе восклицает «Мох мух!» — и падает без чувств.

Так что простим актерам мелкие огрехи и поблагодарим режиссера за то, что не раскромсал текст комедии.

Тем не менее, я в легком шоке оттого, что увидел на сцене в этот вечер. Шок — может быть, и преувеличиваю, но как минимум я в растерянности.

Прежде всего, обращу ваше внимание, как говорят в армии, на внешний вид. «Все так прилажено, и тальи все так узки».

Но, боюсь, чтобы состоялся полноценный разговор о «внешнем виде» (художник по костюмам Евгения Панфилова), мне надо будет поизучать все формы и разновидности женского белья и запомнить хотя бы их названия. Ведь добрая половина персонажей, друзей дома Фамусовых, съехавшихся «потанцевать под фортопияно», одеты в нижнее женское белье. Ладно бы только барышни и дамы, так ведь кавалеры тоже — и даже большей частью они самые и щеголяют. Какая-то костюмированная вечеринка, прямо genderfuck party. Боди, тедди, бюстье, бандо, кэтсьюит, различные модели корсетов: с застежками на груди, с застежками на боку, с застежками на спине, телесного цвета, черные, белоснежные и, конечно, кроваво-красные — в общем, теперь я имею представление, во что и как одеваться, если случится получить приглашение в дом современного Фамусова. Что бы сие значило? «Бог весть, сударыня, мое ли это дело».

А почему я говорю о современном Фамусове? Да потому, что создатели спектакля считают, что они поместили героев пьесы в знакомые нам реалии ХХI века. Создатели спектакля действительно считают, что они улучшили пьесу, сделали доступней, проведя параллели между позапрошлым веком и нашим. А то мы такие тупые и ленивые умом, сами бы ни за что не догадались.

Современность проявляется не только в женском нижнем белье на мужчинах, а ещё в некоторых других предметах.

Чацкий Сердюка — не любовник, не борец и не пламенный оратор. А так — ни то, ни се

Чацкий (актер Дмитрий Сердюк), с момента, как впервые с восторженными словами «Чуть свет — уж на ногах», появляется в доме Фамусовых и до конца пьесы, когда из этого же дома выбегает с горьким разочарованием «Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок. Карету мне! Карету!», все время катит по сцене чемодан на колесиках. Ладно, пусть появляется с ним вначале — допустим, он только что из аэропорта Шереметьево, «спешил скорее видеть вас, не заезжал домой». Но зачем он тащит чемодан на бал? Чацкий Сердюка — не любовник, не борец и не пламенный оратор. А так — ни то, ни се. Можно даже сказать, что Чацкого в этой постановке и вовсе нет. Как будто ошибся сценой и зашел из другого спектакля мальчишка. Сына покойного друга, Фамусов (актер Михаил Горевой) еще может, скрепя сердце, такого принять и упрекнуть: «Ах, Александр Андреевич, дурно, брат». Но Скалозуб, каким его играет актер Дмитрий Варшавский, вряд ли одобрил его, сказав: «Мне нравится при этой смете...». Скалозуб Варшавского — нечто среднее между прапорщиком из анекдотов и офицером чеченской или афганской войны, которому башку сносит, когда выпивает. А пьет он много на протяжении спектакля. Пьет и занюхивает подмышками. Весь крепкий, могучий торс полковника разукрашен яркими цветными татуировками, среди которых, кстати, почему-то и герб США. Нет, не пробиться ему в генералы. На самом деле это на нем изрисованная водолазка телесного цвета — просто издалека кажется, будто его собственная кожа.

Еще один денди, достойный внимания шоумена Васильева в «Модном приговоре» — Молчалин (актер Евгений Пронин). Знаете, во что он одет? Галстук, белая рубашка, стильный пиджачок цвета мешковины и — юбка. Не шотландский килт, не восточные алладины, не армейское галифе, не даже фасон из виктюковских спектаклей, а самая обыкновенная плиссированная юбка. Во второй части он появляется в обтягивающем балетном трико.

Женщины в постановке одеты гораздо скромнее, я бы сказал, даже тускло, некреативно. Простенькие современные (нам) платьица Софьи, простенькое — Лизоньки, какая-то конструкция, напоминающая платье Черной Королевы из мультика об Алисе в Стране чудес — у графини-внучки, обыкновенное бальное платье у Натальи Дмитриевны. Две старушки — княгиня Тугоуховская и графиня-бабушка — вообще неприметны. Такими неинтересными и незапоминающимися этих персонажей я никогда не видел.

А как Хлестова? — вы спросите. А что Хлестова? Хлестова — старая трансвеститка. Ее играет актер Дмитрий Гурьянов. То есть он и играет не важную московскую барыню, а состарившуюся кокетливую и властную трансвеститку. Теперь понятно, откуда у всех окружающих эта страсть к корсетам? Ведь это она заправляет всем фамусовским обществом. Так и по Грибоедову было: все вокруг боятся ее, ластятся к ней, подражают ей. Так что, режиссер не соврал ни в чем. Ну а если и соврал, то и на этот случай есть оправдание в той же пьесе: «Способностями Бог меня не наградил, дал сердце доброе. Совру — простят».

Напоследок, хочу рассказать одну историю. Жил некогда один праведный человек. Когда по незнанию он дотрагивался до недозволительной еды, у него начинал дергаться средний палец. Ну, хорошо — не средний, а безымянный, если вы намекаете на то, что это он показывал неприличный жест. И вот, как только этот безымянный палец дергался, человек понимал, что ему эту пищу есть нельзя.

Я, конечно, не праведник, но и у меня появился тайный доброжелатель — кондиционеры. Я заметил, что на плохих спектаклях, они мне в спину начинают дуть так усердно, что либо беги, либо сиди и трясись, как бы театр со своей современной интерпретацией тебя в чахотку не загнал. Или это политика театров — отморозить зрителя, потому что иные идеи лучше воспринимаются... остуженными?

Другие материалы автора

Фазир Муалим

​Тюремный тариф

Фазир Муалим

​«Вишнёвый сад» в Пятигорске

Фазир Муалим

​Театр эпохи авангарда

Фазир Муалим

​Цветы запоздалые