18+
21.03.2018 Тексты / Рецензии

​Из неудачников — в супермены

Текст: Жаннат Идрисова

Фотография с сайта kinopoisk.ru

О личностных трансформациях в криминальной драме «Пассажир» — обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова.

Фильм испанского режиссера Жаумы Кольетт-Серра рассказывает о превращении аутсайдера по жизни в настоящего героя. Хотя вернее будет сказать так: история о том, как спаситель мира в отставке возвращается к истокам своего собственного «я».

Жизнь 60-летнего обитателя пригорода Нью-Йорка Майкла МакКейли (Лиам Нисон) на первый взгляд стороннего наблюдателя скучна и однообразна. Каждое утро — подъем, сборы на работу, поездка на электричке в город. Там в одном из небоскребов размещается офис страховой компании, в которой МакКейли добросовестно трудится уже 10 лет. Вечером — прощание с коллегами, снова поезд, дом, где его ждут самые близкие люди, любимая жена Карен (Элизабет МакГоверн) и сын Дэнни (Дин-Чарльз Чепмен). Однако в таком вроде бы спокойном течении дней есть место и тревогам: супругам МакКейли, потерявшим большую часть сбережений в кризис 2008-го, очень нужны средства на обучение сына в колледже. То, что каждый из них зарабатывает, идет на погашение двух ипотечных кредитов и мелкие нужды, а получение Дэниэлом образования грозит проделать в семейном бюджете солидную брешь.

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Оба настроены оптимистично, однако в один из августовских дней случается то, что никак не вписывалось в их планы — Майкла увольняют. Теперь уже бывший страховой агент, совершенно раздавленный произошедшим, звонит другу Алексу Мерфи (Патрик Уилсон), и немногим позже мужчины встречаются в пивном баре. Тут зрителю предстоит узнать, что до работы в страховой компании Майкл служил в полиции и пользовался уважением как коллег, так и начальства (то, что это становится известно где-то на двадцатой минуте фильма — вполне весомый сюжетный провал, к счастью, из подобных — единственный). Мерфи и МакКейн были напарниками, и, судя по разговору, их профессиональный тандем был хорошим. «Ты прикрывал меня», — напоминает Алекс, тем самым заставляя друга встряхнуться, поверить в собственные силы и вспомнить, что можно, в конце концов, рассчитывать и на поддержку товарищей.

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Пожалуй, первый раз за долгое время Майклу не хочется ехать домой. Ведь там придется рассказать родным об увольнении, после этого выслушивать ободряющие слова Карен и ловить на себе вызывающие взгляды Дэнни, который в последнее время и так не считает отца авторитетом, дерзит и спорит.

Однако делать нечего. МакКейли садится в электричку, где многие пассажиры стали ему почти друзьями (еще бы, поезди в одном направлении на протяжении десятка лет). О том, что на него пристально смотрит какая-то молодая женщина, ему говорит знакомый Уолт (Джонатан Бэнкс). «Она прямо глаз с вас не сводит», — хитро улыбается старик, но расстроенный безработный не в состоянии никого увидеть. Для зрителя же камера оператора Пола Кэмерона берет крупным планом изысканные туфли (мол, пока достаточно).

С очаровательной синеглазой дамой (Вера Фармига) Майкл познакомится уже в пути. Она сядет напротив и заведет не совсем обычный разговор. В ее словах будет интрига и, самое главное, завуалированное предложение крупной суммы денег в обмен на якобы небольшую услугу. Конечно, если бы герой знал, чем обернется это общение, то сразу бы прекратил довольно странную беседу. Однако будущее почти всегда представляется туманным, а решать вопрос с обучением ребенка нужно, как говорится, здесь и сейчас. Майкл втянется в игру, а когда поймет, что она смертельно опасна для него и для семьи, будет поздно говорить: «Стоп». Нужно будет действовать, а значит, снова становиться тем отважным полицейским, каким он был когда-то.

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Надо сказать, Лиам Нисон свою способность быть идеальным актером в подобном сюжете доказал уже давно, хотя бы в фильме «Заложница» Пьера Мореля (2007 г.). Он и здесь солирует, прекрасно справляется со всеми поставленными режиссером задачами. Разумеется, ему приходится пройти традиционный кулачный квест «Кругом враги». И нет-нет, да и появляющаяся мысль: «Как это пожилой мужчина не рассыпается от мощных ударов молодых противников, от прыжков из вагона в вагон и падений?» тут же быстро исчезает, потому что актер умудряется показать весь спектр эмоций своего героя (страх за родных, растерянность, отчаяние, ярость) и убедить — в таком состоянии хороший экс-полицейский способен перевернуть горы. Кстати, спецэффекты в ленте заслуживают, на мой взгляд, самой высокой оценки.

«Пассажира» довольно часто упрекают в предсказуемости сюжета. На этот счет возражу: все-таки большую долю поворотов могут предвидеть лишь фанаты жанра. Зрителю, особо не искушенному в экшне, лента наверняка понравится. Эта одна из тех динамичных и достаточно зрелищных историй, что еще и заставляют задуматься в очередной раз над тем, кто ты и на что способен, когда речь идет о безопасности твоих близких. «Смогу ли я также рискнуть всем дорогим во имя идей гуманности?» — это в идеале должен спросить у себя каждый зритель. И ответить как можно скорее, потому что в нужный момент на долгие раздумья времени, увы, не будет.

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

​Пуаро идет по рельсам

Жаннат Идрисова

​Семь знаковых фильмов о джазе

Жаннат Идрисова

​«Простоквашино». 40 лет спустя

Жаннат Идрисова

​Что там, за гранью?