18+
20.03.2018 Тексты / Рецензии

​Ботинки Кастро с LSD

Текст: Александр Чанцев

Обложка Marita Lorenz. The Spy Who Loved Castro. London: Ebury Press, 2017. — 310 р.

О книге воспоминаний супершпионки Мариты Лоренц рассказывает ведущий обозреватель Rara Avis Александр Чанцев.

Для экранизации этой книги понадобилась бы целая команда режиссеров. Мартин Скорсезе отвечал бы за итальянскую и еврейскую (Кошер Ностра) мафию, Квентин Тарантино развивал бы линию сюрреалистических разборок и любовей, Алехандро Гонсалес Иньярриту любовно бы документировал жизнь героини в джунглях с венесуэльскими индейцами, а Оливер Стоун копался в многочисленных теориях заговора и махинациях американского правительства.

Собственно, Стоун и купил у Мариты Лоренц ее историю, оплатил ей изыскания в немецких архивах. Но, как очень часто бывало у нашей героини, все пошло не так, она навредила сама себе, подписав по ошибке передачу прав еще одной охотнице за сенсациями. Фильмы, кстати, об ее жизни были, документальный и телевизионный, но тоже неудачные.

Так же сложилось у нее и в жизни — она пыталась выбирать, но обстоятельства катили ее по американским горкам с сильно превышенной скоростью. ЦРУ, ФБР, различные отделы полиции, тайная правительственная армия наемников, DEA (Управление по борьбе с наркотиками), детективное агентство, мафия, кубинские революционные и антиреволюционные силы — вот не самый полный список работ в ее резюме. Лоренц прошла немецкие концлагеря, дважды должна была убить своего любовника Кастро, ее ребенка выкрали у нее на Кубе, потом она родила от венесуэльского Маркоса Переса Хименеса, на нее много раз покушались, она участвовала в подготовке неудачной операции американского правительства против режима Кастро в заливе Свиней, ехала в Даллас с очень подозрительными правительственными наемниками с горой оружия и встречала Оззи (Ли Харви Освальда) незадолго до того, как тот «прославился»...

Прочтя это и много другое, сочтешь рассказчицу очередным Наполеоном из 6-й палаты, насмотревшимся «Секретных материалов». Потом, посмотрев газеты тех лет с публикациями о ней, продолжишь чтение. Еще много раз заподозрив ее в параноидальном фантазировании. Но дело в том, что закулисье политики и игры спецслужб очень часто — и сейчас, когда мы читаем об очередном отравлении шпиона в Лондоне и следим за всем сопутствующим — слишком похожи на выдумку. А правду знают лишь несколько человек и самые засекреченные архивы. Так, если про желание свалить Кастро и череду неудачных покушений на него — доходило, пишет Марита, до абсурда — ЦРУ пыталось опоить его ЛСД перед очередным его многочасовым выступлением, чтобы дискредитировать перед слушателями, или подсыпать в ботинки Кастро (!) лекарства, от которого бы выпала его знаменитая борода (!!) - Америка не особо и скрывает, то кто и сейчас знает хоть толику правды про убийство Кеннеди?

Нотки мрачной комедии абсурда вообще будут превалировать в жизни Мариты, начавшейся в духе «режиссер „Детей шпионов“ экранизирует дневники Анны Франк». Марита родилась в Германии в семье немецкого капитана дальнего плавания и американки. Оба ее родителя были агентами, отец — двойным, мать еще чуть ли не в пожилом возрасте выполняла задания американской военной разведки по всему миру. Сестра Мариты умерла в животе матери после того, как СС напало на нее с овчарками, сама Марита и ее мать прошли через концлагерь и еле выжили.

А потом «завертелось». На причаливший в порт Гаваны корабль отца Мариты поднялись Фидель с соратниками обыскать его — страстный роман с первых секунд. Так случайно — случайно ли? — будет у нее и дальше: передавая деньги то ли ЦРУ, то ли мафии некому венесуэльскому генералу, оказавшимся Хименесом, она влюбляется и в него... После выкраденного неизвестно кем ее ребенка от Фиделя Марита возвращается в США и волей-неволей начинает работать на два лагеря — тогда, кажется, вообще быть двойным или тройным агентом было милым и обычным делом. Сама она сочувствует идеалам революции, любит Кастро, помогает кубинцам. Но ЦРУ активнейше вербует ее работать против Кубы. И вот сюр — она соглашается, чтобы... заслужить похвалу матери, «ветерана американских спецслужб».

Кроме должностных обязанностей Мата Хари, ее продолжает влечь и Остров свободы

Сюра, как и сказано, было вообще много — сюра, переходящего в откровенную грязь. Так, мать и отец Мариты, прекрасно зная о любовной истории дочери (отец достойно общался с Кастро, назвал его, кстати, мечтателем-революционером, а не политиком), запускают медийную компанию — написали открытые письма Папе римскому и статьи в таблоиды о том, как грязно Кастро изнасиловал их несовершеннолетнюю дочь... Кажется вообще, что с тех пор в психборьбе не выдумали ничего принципиально нового — можно вообще оспаривать аргументы противостоящей стороны, надо набрасываться на личность. Не изменились и методы борьбы с неугодными — когда Лоренц пытается возражать ЦРУ, ее похищают с помощью морпехов и угрожают не возобновить ее американский паспорт. Привет Сноудену.

Сюр, впрочем, был (есть и будет) повсеместен. Например, когда, после высылки Хименеса из США, Лоренц приезжает в Венесуэлу с его дочерью, скинувшие диктатора новые правители Каракаса размещают их в хорошем отеле, а потом вдруг отвозят на неопределенное время в крестьянский дом за городом, а затем — оставляют без всего среди индейцев. Довольно непрямой намек вернуться обратно в США и не искать встречи с бывшим властителем, не так ли? Малярия, вши, короста, 40 килограммов живого веса, но — Марите и ее дочери Монике понравилась натуральная жизнь в джунглях.

Думаете, Марита успокоилась? Ей не дали (кто-то стреляет в нее, кто-то ранит ее дочь в их загородном доме). Ее хотели, кажется, все спецслужбы Америки. Да и ей самой было скучно и непривычно вести обычную жизнь — например, встречаться она предпочитала только с мафиози, те так галантны, щедры и держат слово, в отличие от спецслужбистов тех же. На которых она продолжает работать — подслушивает с мужем работников ООН из социалистического лагеря, сортирует мусор русских дипработников...

Кроме должностных обязанностей Мата Хари, ее продолжает влечь и Остров свободы. Но туда ее чаще не пускают, чем пускают. И она, владея испанским, начинает работать в лагере для кубинских беженцев во Флориде. И продолжается то, чему иногда просто нельзя поверить: в лагере работают настоящие куклуксклановцы (!), кубинцев допрашивают, пытают так, что Марита постоянно вспоминает немецкий концлагерь. Привет Гуантамо — кстати, сюр двойной, что эта американская тюрьма находится на бессрочно арендованной Америкой кубинской военной базе. У Кастро от возмущения таки выпала бы борода? Или же он сходил бы оторваться на концерт Rolling Stones в Гаване после нормализации американо-кубинских отношений...

Не только тема лагерей рифмует начало и финал жизни Мариты Лоренц. Грустно начавшись, она грустна и в конце. Как и многие шпионы в старости, она забыта правительством — ей платят лишь центы соцпособия, а помогают ей как бывшей заключенной концлагеря одни израильские организации. «Я жива, согбенна печалью, но жива. Я должна быть счастлива».

Другие материалы автора

Александр Чанцев

​Сергей Соловьев: «Мы себе не равны никогда»

Александр Чанцев

​Петр Алешковский: Бороться только с собой

Александр Чанцев

​Письма мертвой сестре

Александр Чанцев

​V Is For Venice