Гудзон и ничего больше
Текст: Артем Артемов
Фотография с сайта kinopoisk.ru
О «Чуде на Гудзоне» Клинта Иствуда и скромном пилоте Томе Хэнксе рассказывает обозреватель Rara Avis Артем Артемов.
Холодный зимний день 15 января 2009 года для жителей Нью-Йорка стал по-настоящему жарким. Местные, федеральные и мировые СМИ наперебой трубили о происшествии с авиалайнером, на борту которого находилось 155 человек. Однако произошедшее вызывало не содрогание и оторопь, а, наоборот, — заряжало радостью и внушало чувство неподдельной гордости. Случилось запоздалое рождественское чудо, сотворил его пилот по имени Чесли Б. Салли Салленбергер (Том Хэнкс). На 8-й минуте полета самолет столкнулся со стаей птиц, из-за инцидента полностью замолчали оба двигателя.
Поступив наперекор служебным директивам и командам авиадиспетчеров, Салли принял решение совершить экстренную посадку на водную гладь реки Гудзон. В результате — никто из пассажиров и членов экипажа серьезно не пострадал. Пожилой седовласый, похожий на Санта-Клауса, пилот в одночасье стал героем нации и кумиром миллионов соотечественников. Но летная комиссия и важные номенклатурные шишки сочли подвиг должностным преступлением, и началось внутреннее расследование. По итогам которого Салли может потерять все. Но самое главное — он пытается ответить самому себе: поступил ли он правильно в тот злополучный момент?
Фильм «Чудо на Гудзоне» Клинта Иствуда оставляет двойственное впечатление. Дефицит художественной фантазии автора в первой половине повествования слегка усыпляет, но режиссерская находчивость в заключительной — стержневой части истории — заставляет тотчас проснуться. Становится понятно из-за чего, собственно, и затевалась лента, основанная на реальных событиях (и почему правдоподобна она лишь отчасти).
Ветеран и живая легенда фабрики грез Иствуд воспевает личностное свершение. Уж так режиссер запрограммирован. Киножанры с их особенностями и стилями — тому не помеха. Герои Иствуда пытаются превозмочь себя, активируют глубоко сокрытый в них потенциал. Чтобы одним махом одолеть все невзгоды, суметь выстоять перед натиском беды и выйти победителем из непростых ситуаций. Как ни крути, но Иствуд любит свой народ, своего зрителя, воспитывает в нем здоровый патриотизм и раз за разом указывает на силу и величие личностных качеств отдельного человека. Другое дело, что лучше всего ему удается провернуть этот фокус в суровом мужском кино («Таинственная река», 2003; «Совершенный мир», 1993; даже «Малышка на миллион» 2004). Когда Клинт Иствуд попадает в иную среду, где во главу угла ставятся сентиментальность и сопереживание, где ему приходится чуточку размягчиться, тут-то он и оказывается в зоне творческой турбулентности («Потустороннее», 2010). То же самое произошло и с «Чудом на Гудзоне».
Режиссер, как и его персонажи, оказался в тупиковой ситуации. На одной чаше весов — удивительная история со счастливым финалом, на другой — неопределенность. Воспроизводить покадрово события семилетней давности — скука смертная. Да и художественный замысел успешно бы перетек в документальную историю про невероятное спасение на условном канале Discovery. Поэтому в картину, чтобы добрать нужный хронометраж, пришлось привнести драму, причем искусственно взращенную. Иствуд не привык распускать нюни, его ленты отталкиваются от естественного начала, когда драматические элементы соединяются сами, исходя из тонко выверенного сценарного контекста, где между персонажами только нащупывается химия отношений, а действия вызывают соответствующие эмоциональные импульсы. В сценарии «Чуда на Гудзоне» явно зияли дыры, и их нужно было чем-то заполнять.
Муки совести пилота Салли, докучливые бюрократические разбирательства и нестерпимо скучные диалоги кажутся натужными сюжетными врезками. От стремительного падения картину спасает лишь находчивость Иствуда и особое видение реальных событий. Гроссмейстерское приземление показано глазами дежурных зевак, спасательных служб, пассажиров боинга, в том числе и из кабины отважных пилотов. Но главное − стоит отдать должное Иствуду за сверхудачное кастинговое решение. Приглашение на главную роль Тома Хэнкса окупается сторицей. Актер в очередной раз доказывает, он находится на пике карьеры, игра всегда качественна, а одно присутствие его имени в титрах способно собирать залы. Однако и Аарон Экхарт органично смотрится в роли второго пилота, и он не раз доказывал свою актерскую состоятельность («Здесь курят», 2005), но его герой намеренно, как и все остальные, отодвинуты на второй план. Солирует здесь звезда совсем другой весовой категории.
Одна из влиятельнейших фигур американского кинобизнеса Джеймс Липтон однажды заявил, что Том Хэнкс как никто другой умеет передавать весь спектр эмоций глазами, без слов и не задействуя мимику, только проникновенный взгляд, не оставляющий никого равнодушным. Шестидесятилетний актер — магнит, умеющий приковывать внимание. Его Салли получился интеллигентным скромным человеком, отдавшим профессии 40 лет, в ответственный момент решившимся на самый дерзкий поступок в жизни.
Особо примечательна одна из заключительных сцен. Камера фокусируется на мужественном лице, покрытом брызгами ледяной гудзонской воды, на нем запечатлелась средневековая доблесть, проступает величие человеческой воли и характера. Главный герой окидывает взглядом покинутый всеми авиалайнер. Кажется, время остановилось, есть только он и поверженный самолет. Так и Клинт Иствуд пристально сосредоточился на истории простого человека, на его персональной победе над обстоятельствами, а остальное забудется.