18+
12.05.2022 Тексты

Тёмные силы добра

Текст: Вера Бройде

Фотография: предоставлена МИФ

О призраках, способных заменить семью, в книге Мистера Тана пишет обозреватель Rara Avis Вера Бройде.

Мистер Тан. Полный дом призраков / Пер. с фр. Т. Петухова; ил. Й. Дюмона. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022. — 128 с

Мистер Тан приглашает к себе. Заходите — кивает Дюмон — и, рисуя свой «призрачный» дом, вас легонько толкает в плечо. Отступать, разумеется, поздно. Чудовильские улицы тихи, серо-бурое небо тревожно, подозрительно чёрная кошка, пробежавшая в нижнем углу, завернула за скрюченный тополь и пропала, как солнце в лесу. Сто девятый по улице Вздохов? Вам сюда, это здесь, и не бойтесь. Дом как дом. Трёхэтажный. Просторный. И никто в нём почти не живёт. Что вас так нестерпимо смущает? Да, конечно, он выглядит мрачно... Этот цвет его, кажется, старит. Ну а если слегка перекрасить — в бледно-розовый или зелёный? Поменять черепицу на крыше, разогнать всех ворон и, быть может...как насчёт занавесок в горошек? Впрочем, вас ведь отнюдь не они, если честно, всерьёз беспокоят. Дело в слове. В коротеньком слове. В этом скромном невинном «почти»... Что оно, чёрт возьми, означает? То ли то, что почти что никто — кроме разве что кое-кого — в этом доме давно не живёт, то ли то, что в нём кто-то живёт, но живёт, так сказать, не совсем...не совсем то есть как бы живёт... то есть вроде бы и не живёт, а меж тем, вроде как и живёт? Одним словом, «почти» что живёт... Вас пугают прозрачные тени — эти бледные лица и руки, что едва различимы снаружи, и упорные верные слухи, что тут ходят буквально повсюду: будто в доме сто девять по улице Вздохов обитают зловещие души... А ещё этот дьявольский смех — он ведь с кухни доносится, верно? От него всё внутри леденеет, сердце бьётся, как муха об стенку, а ладони ужасно потеют. Хотя дело, конечно, не в смехе. И не в том, что смеются на кухне, где уже сотни лет не готовят. Дело в принципе, если угодно! Разве можно смеяться над гостем? И вообще — что такого смешного?

Иллюстрация из книги Мистера Тана «Полный дом призраков»


Пышногрудая Ева хохочет, Вальтер хмыкает, Ангус бормочет. Амадея, конечно, хлопочет, только вот голова её очень... очень любит всё делать отдельно — от неё, от девчонки, конечно, — вот и прыгает вечно, как мячик: по столу, по ступенькам, по полу. Иногда это выглядит странно, но, вообще-то, скорее, забавно. Как те кексики с розовым кремом, над которыми Вальтер колдует, пока Ангус читает стихи, посвящённые смертной любви. Вальтер, кстати, был прежде ковбоем и палил по мишеням из кольта: он был метким стрелком, уж поверьте, — до того злополучного дня, когда пуля другого стрелка не попала ему между рёбер. С той поры он всё больше печёт, упражняется с Ангусом в дартсе, начищает до блеска стволы, вспоминает былые деньки или смотрит по телеку вестерн — благо в доме сто девять по улице Вздохов, кроме призраков, есть ещё кабель и четыреста тридцать каналов! Фильмы ужасов про мертвецов, выползающих ночью из влажных могил, про налитые кровью глаза, про клыки и про когти вампиров, про борьбу чеснока и креста, про проклятия и спиритизм, про монахинь, загробную жизнь — они, знаете, очень смешные: Ева даже платки покупает, потому что от смеха все плачут! Говорят, что они здесь навечно: что их души привязаны к месту, где когда-то стояли кресты, а на плитах лежали цветы... Только вот Амадея считает, что она здесь торчит из-за этой безумной подписки. Да вы сами подумайте, право — ведь четыреста новых каналов! Ну, какие тут могут быть шутки?

Иллюстрация из книги Мистера Тана «Полный дом призраков»


Этот мир, этот дом, этот комикс — всё серьёзно, всё очень серьёзно. Как и жизнь, между прочим. Вы знали? Жизнь, которой живёт вон та пара, что подъехала только что к дому на огромной блестящей машине: папа с мамой и их телефоны, чемоданы, коробки, пакеты... что ещё? Ах, ну да — и ребёнок. Он, похоже, и будет тут главным. То есть будет единственным в доме. Ведь родителям надо работать, надо что-то всё время решать, надо срочно куда-то бежать, чтобы там тоже что-то решать, а, вернувшись, опять уезжать, потому что всё очень серьёзно. Так что Эллиот будет один. Только он. И, естественно, Вальтер. И ещё Амадея. И Ангус. Ну, и Ева, конечно же, тоже.

Иллюстрация из книги Мистера Тана «Полный дом призраков»


Этот старый и призрачный мир, уверяющий маленьких в том, что они будут счастливы в нём, этот пепельно чёрный домище, превращённый живущими тут в апологию слова «уют», этот «страшный» и радостный комикс, совмещающий байку и хоррор, — всё не так уж серьёзно, поверьте. Всё не просто, конечно, порой. Всё немного запутанно, в общем: приведения стали семьёй, а родители так далеко — даже если приехали в «гости» — что, скорее, похожи на тех, у которых и жизни-то нет, — заторможенных зомби из клипов или призраков оперы, может...а ещё эта новая няня, у которой есть камера, кстати, цифровой диктофон и детектор магнитного поля, и протонный рюкзак за спиной, ненадёжно прикрытый косой, небольшой духоскоп, тепловизор и примерно такой усилитель, как у Питера Венкмана в фильме * — Имеется ввиду персонаж Билла Мюррея из кинофильма «Охотники за привидениями» 1984 года режиссёра Айвана Райтмана. . Всё не то, чем старается быть. Или даже не быть, но казаться. Только это ведь, в целом, нормально. Надо просто привыкнуть немножко. Проходить через стены не сложно. Исчезать посреди разговора, растворяться в присутствии вора, издавать замогильные крики, забывать погрустить и позлиться, не сдаваться терзающим мыслям, составлять хитроумные планы, защищать свою крепость от сил, не способных почувствовать жизнь, улыбаться друзьям и родным и подбрасывать блинчики так, чтоб они доставали до ламп, — всё едино и всё не напрасно. Всё получится — надо стараться.

Иллюстрация из книги Мистера Тана «Полный дом призраков»


Другие материалы автора

Вера Бройде

​Индийский листовой

Вера Бройде

​Как сильно мы любили

Вера Бройде

Рикотта как судьба

Вера Бройде

​Принцесса специй