18+
05.05.2022 Тексты / Рецензии

​Здравствуйте, мы ваши дети!

Текст: Жаннат Идрисова

постер к к/ф «Артек. Большое путешествие»

О том, как в фильме «Артек. Большое путешествие» поколения меняются ролями, — обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова.

Лето 2021 года. Большие пестрые автобусы катят по крымской дороге. «Ну что, привет! Прикиньте, предки решили засунуть нас в Артек! Представляю, какая скукотища!» — это одна из юных пассажирок тараторит на камеру телефона, записывая ролик для фолловеров. Недовольная рожица, но потом — улыбка и обещание мастер-класса «Как на море сделать классный легкий мейк». Так симпатичная блогерша Николетта вводит нас в мир семейной картины от режиссеров Карена Захарова и Армена Ананикяна.

Николлета (Лиза Анохина) едет к черноморскому побережью не одна: с ней младший брат Елисей (Даниил Муравьев-Изотов). Ссора — самая привычная для ребят форма общения. Если они не ругаются, то значит, либо спят, либо едят. Еще вариант относительного перемирия: каждый основательно погрузился в свое дело. Однако есть и то, что сближает брата и сестру: тревога за родителей (Надежда Михалкова и Станислав Дужников), которые в последнее время скандалят так, что, скорее всего, разведутся.

С грустью едет в «Артек» и юный гитарист Ярослав Лебедев (Алексей Онежен), которого друзья и близкие зовут просто Яриком. В голове вертится последний разговор с папой (Евгений Пронин). «Музыка тебя не прокормит, а вот на стройке всегда заработаешь», — с этими словами отец запретил парнишке участвовать в музыкальном конкурсе. Дед Ярика (Ян Цапник), чтобы поддержать внука, пытался воздействовать на сына, но безрезультатно.

Однако хуже всего веснушчатому пассажиру в очках, Ромке (Даниил Большов). Его в лагерь провожала одна мама (Екатерина Климова). Папа, отважный пилот-испытатель, погиб, не успев научить его быть храбрым. И теперь мальчишка не может дать сдачи своим многочисленным обидчикам.

Кадр из к/ф «Артек. Большое путешествие»


Чем хорошо море — рядом с ним настроение улучшается в считанные минуты. Тем более, что все быстро знакомятся и находят общие темы для разговора. Тут и на встречу новой смены выходит строгая, но, сразу видно, добрая директриса Ольга Андреевна (Людмила Артемьева). А пикировки двух ее заместителей, Сергея Сергеевича (Михаил Галустян) и Елизаветы Ивановны (Елизавета Моряк), способны рассмешить даже самых печальных гостей. И вишенкой на торте — чудесное дерево, к которому Зоя Петровна приводит ребят. Оказывается, если в пору цветения положить руки на его ствол и загадать желание, все непременно сбудется. По крайней мере, есть такая легенда. А значит, можно, дождавшись ухода директрисы, прижать ладони к нагретой солнцем морщинистой коре и...

Кадр из к/ф «Артек. Большое путешествие»


Ярик, Ромка и Николетта с Елисеем так и делают. И тут же оказываются в другом, непривычном для себя мире. Минус ситуации: новая среда поначалу ужасно пугает. Плюс: можно встретить собственных родителей в возрасте себя самих и поучить «предков» уму-разуму. Точнее, помочь им не совершить ошибок, которые могут плохо повлиять на дальнейшую жизнь.

«Артек. Большое путешествие», конечно, опирается на традиции старого доброго советского кино. Многие заметили оммажи комедии Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Есть моменты, когда старшему поколению вспоминаются «Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» Владимира Аленикова, «Приключения Электроника» Константина Бромберга. Безусловно, основная сюжетная линия отсылает к «Гостье из будущего» Павла Арсенова, главный детский кинохит 1980-х годов о путешествии сквозь годы. Но что важно и ценно: при всем этом фильм полностью созвучен современности и актуален не только наличием у детей гаджетов. Поднимаются важные вопросы наших дней: предназначение, самореализация, семейное общение в свете проникновения в обыденность психологии. И, конечно, вечные ценности не забыты: дружба, поддержка, верность данному слову.

Кадр из к/ф «Артек. Большое путешествие»


Морализаторства нет, зато море добрых шуток соревнуется с широтой настоящей акватории. Юные актеры выкладываются на все 200 процентов, особенно хороши Марта Кесслер, Ян Алабушев, Даниил Муравьев-Изотов. Много динамичных сцен, а эпизод, когда на концерте исполняется современная обработка композиции «Прекрасное далеко», может у части зрителей вызвать возгласы восторга и даже желание потанцевать.

И опять же, хороший месседж, звучащий в финале между строк: иногда дети могут помочь своим запутавшимся родителям, а те — принять помощь. Но в целом порядок таков, что старшие растят младших, отвечают за них, дарят им радость, исполняют их желания. Это жизнь — тоже, своего рода, большое волшебное путешествие.

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

​Мама, твой сын — лузер!

Жаннат Идрисова

​Кино с изумрудного острова

Жаннат Идрисова

​Лечить — и никакой еды!

Жаннат Идрисова

​Дочки против матерей