18+
06.05.2022 Кратко

Анастасия Башкатова

Экономический и литературный обозреватель

​Новости недели. 30 апреля – 6 мая 2022 года

  • Коллекция Морозовых вернулась в российские музеи, но «приключения» не закончились. Итак, речь идет о 167 экспонатах, среди которых работы Михаила Врубеля, Клода Моне, Эдварда Мунка, Винсента Ван Гога, Поля Гогена, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Анри Матисса, Пабло Пикассо и др. — из фондов ГМИИ им. Пушкина, Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея. Транспортировка из Франции заняла около 20 дней. Как сообщили в Эрмитаже, первое реставрационное обследование показало, что сохранность экспонатов хорошая. По оценке Пушкинского музея, состояние картин в процессе перевозки не изменилось. Особое внимание привлекла, например, работа Пикассо «Девочка на шаре». Реставраторы рассказали, что это полотно транспортируют крайне редко из-за его хрупкости: картина имеет несколько проблем. Но сейчас она «в стабильном состоянии». Не обошлось и без форс-мажора. Как раз в день «распаковки» вернувшихся в Пушкинский музей экспонатов из-за сработавшей там сигнализации пришлось эвакуировать сотрудников и посетителей. По данным «МК», был «звонок о минировании» (к слову, такие угрозы музеям поступали в течение последних месяцев уже не раз). Хотя официально причина случившегося в четверг не сообщалась. В Telegram-канале музея сначала было объявлено, что он по техническим причинам закрыт, но уже спустя примерно полтора часа появилась информация, что музей работает в стандартном режиме. Однако вернемся к экспонатам. Как рассказал в четверг спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, две работы из коллекции меценатов Михаила и Ивана Морозовых пока остались в Париже. Это связано с персональными санкциями Евросоюза. Вскоре оценить еще раз легендарные полотна сможем и мы сами. Министр культуры Ольга Любимова отметила в своем Telegram-канале, что «полную коллекцию шедевров российских музеев из собрания братьев Морозовых можно будет увидеть летом в Москве: ГМИИ им. Пушкина откроет специальный выставочный проект». Событие намечено на конец июня. При этом за рубежом пока остаются другие экспонаты из российского музейного фонда: работы Карла Фаберже — в Лондоне и Василия Кандинского — в Сеуле. Сказываются в основном проблемы с логистикой.
  • Гоголь страдал из-за «мерзкой бумаги». Но обо всем по порядку. «Литфонд» выставляет на торги первое и единственное прижизненное собрание сочинений Николая Гоголя. Начальная цена — 2,8 миллиона рублей. Аукцион запланирован на 12 мая. Комплект включает в себя четыре книги в полукожаных переплетах: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород. Повести, служащие продолжением Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Повести» и «Комедии». Они были выпущены в типографии А. Бородина и К° в 1842 году. Эти редкие экземпляры содержат владельческие подписи, дополнены двумя литографированными портретами писателя, на обороте титульного листа первого тома есть оттиск личной печати Гоголя — возможно, заменявший дарственную надпись. По предположению писателя, издание было предназначено для театральных постановок, поэтому четвертый том с «Ревизором» редок особенно. Уникальность издания еще и в том, что оно имеет очень тонкую бумагу — именно по этой причине до настоящего времени подобные экземпляры практически не доживали. На тонкую бумагу жаловался, кстати, и сам автор — в письме другу и редактору Николаю Прокоповичу от 24 сентября 1843 года: «Издание сочинений моих вышло не в том вполне виде, как я думал, и виною, разумеется, этому я, не распорядившись аккуратнее. Книги, я воображал, выйдут благородной толщины, а вместо того они такие тоненькие. Подлый типографщик дал мерзкую бумагу; она так тонка, что сквозит, и цена 25 рублей даже кажется теперь большою, в сравнении с маленькими томиками. Издано вообще довольно исправно и старательно. Вкрались ошибки, но, я думаю, они произошли от неправильного оригинала и принадлежат писцу или даже мне. Всё, что от издателя, — то хорошо, что от типографии — то мерзко. Буквы тоже подлые. Я виноват сильно во всем». Выпуск такого издания обошелся Гоголю вдвое дороже, чем предполагалось.
  • В начале мая многие издания, посвященные стилю, вспоминают его «икону» — Одри Хепберн — в честь ее дня рождения (4 мая 1929). «Я настолько люблю одежду, что это чувство можно считать грехом», — цитируют журналисты актрису и составляют рейтинги ее культовых нарядов с разных светских раутов, показов и из фильмов, упоминая и «Сабрину», и «Римские каникулы», и, конечно, «Завтрак у Тиффани». Также появляются описания излюбленных актрисой приемов макияжа: от «кошачьих» стрелок, краснопомадного «лука купидона» до пока еще модных сейчас широких бровей. Но не только сама актриса привлекает внимание, не меньше интересных подробностей удается выяснить и о некоторых исполнителях, скажем так, второстепенных ролей в фильмах с участием Хепберн. Например, о безымянном рыжем коте из «Завтрака у Тиффани». В реальной жизни у него была кличка Оранжи. И к моменту съемок в этом фильме он уже имел большой — десятилетний — опыт работы в кино. Более того, Оранжи даже успел получить аналог «Оскара» для актеров-животных. Вторую статуэтку он заработал как раз после участия в фильме с Хепберн. Отличался кот и своенравным характером: в моменты плохого настроения он мог царапать и кусать своих партнеров по съемкам.

Другие материалы автора

Анастасия Башкатова

Культ Шерлока Холмса

Анастасия Башкатова

Новости науки. Конец апреля 2022