18+
21.04.2022 Тексты / Рецензии

​Дочки против матерей

Текст: Жаннат Идрисова

Фотография: Кадр из к/ф «Синдром жизни»

О семейных проблемах и страшных тайнах в новом финском хорроре и дебютной русской мелодраме — обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова.

Апрельская шутка: некоторые кинопремьеры в прокате и на онлайн-площадках в этом месяце словно спорят. На широкий экран вышел фильм о семейных проблемах, в нем холодная мать и жертвенная дочь, а на KION презентована драма, где героини такого же родства, но в роли явного абьюзера — младшая. И как будто предлагается сравнить, что лучше, а что хуже. Вывод очевиден: и то и другое нехорошо. А где выход?

Постер к к/ф «Скрежет»

Финско-шведский хоррор режиссера Ханны Бергхольм «Скрежет» сначала погружает в прямо-таки зефирно-ванильную атмосферу идеальной семьи. Красивые папа и мама, двое их детей, уютный дом с садом, проникновенные разговоры и как бы поддержка друг друга. Хранительница очага, белокурая богиня (София Хейккиля) ведет блог о счастливой жизни. Под прицелом ее камеры постоянно оказывается и добрый муж, собирающийся на рыбалку, и сынишка, капризно требующий внимания, и разумеется, дочка Тинья (Сиири Солалинна). Девочке-подростку — особое внимание, ведь она занимается спортивной гимнастикой и должна стать чемпионкой, яркой звездой большого спорта. Кто как не мать подбодрит перед упражнениями на брусьях и запечатлеет первые успехи покорительницы пьедесталов почета?

Подлинность маминой натуры раскроется, когда во время очередной домашней съемки со слащавым сюжетом в гостиную с розовыми обоями влетит ворона и сотворит нешуточный переполох — разобьет в полете люстры, посуду, поломает вещи. Тинья, поймав взъерошенную гостью, передает ее матери, как та потребует — внезапно жестко и холодно. То, что происходит потом, дает ключ к полному пониманию характеров, сюжета, идеи.

Кадр из к/ф «Скрежет»

Да, так случается в жизни: недолюбленные дети, выросши и при этом мало повзрослев, пытаются сотворить из своей жизни глянец. Чтобы достичь цели, используют любые средства, в том числе — собственных дочерей и сыновей. Те пытаются сделать их счастливыми, а потом вырастают такими же недополучившими тепла и, по логике, должны продолжить порочный круг уже со своими отпрысками.

Кадр из к/ф «Скрежет»

Этот незатейливый месседж хорошо ложится в основу хоррора, который для кого-то наверняка станет терапевтическим. По крайней мере, часть родителей задумается, не перегибают ли они палку, требуя от чад идеальности, сверхдостижений? А еще часть, возможно, осознает, насколько противоестественно перекладывать на хрупкие детские плечи ответственность за свои увлечения. Сцены, когда взрослая женщина начинает посвящать дочь в подробности своего адюльтера, — одни из самых психологически жутких, хотя визуальных страшилок в них нет.

А что, если подросток вдруг станет пестовать свою темную сторону, поддерживать ее, подкармливать энергией? Как распознать это и предотвратить? А нужно ли убивать эту тень вместо того, чтобы договориться с ней о мирном сосуществовании? Ответы на эти вопросы есть — при том, что финал можно толковать по-разному.

Кадр из к/ф «Скрежет»

Что хочется отметить: юные артисты в любом фильме редко когда плохо справляются с ролью, детская органика вытягивает на неплохой уровень, даже если нет настоящего дарования. Однако здесь Сиири Солалинна, которая играет сразу двух девочек, делает серьезную заявку на хорошее актерское будущее: ее работа тонка, убедительна, у каждой героини — индивидуальный психологический рисунок.

Постер из к/ф «Синдром жизни»


Другой фильм, российская мелодрама «Синдром жизни» (режиссерский дебют Марии Шалаевой) представляет нам, напротив, «ледяную» дочь Валерию (Мария Сокова) и ее трогательную мать Елизавету Петровну Рудину (Светлана Немоляева восхищает физической и профессиональной формой). Им глава семейства Антон Анатольевич Рудин, скончавшийся от болезни, оставляет не только наследство, но и одну из своих тайн, хранящихся в старом письме.

Елизавета Петровна, случайно прочитав послание, адресованное мужу два десятка лет назад, страдает так, как пристало почтенной и очень интеллигентной женщине: тихо, почти не выдавая скорби. Попытка поделиться болью с Лерой заканчивается провалом, внук Антон (Саша Лавут) еще мал. Любимый город гремит-шумит стройками и ремонтными работами (Москва, которую наши режиссеры научились-таки снимать красивой и приветливой, здесь демонстративно неуютна), словно выталкивает из своего пространства. Уходи, ты лишняя даже здесь.

Кадр из к/ф «Синдром жизни»


Жизнь прошла, оказавшись на поверку не совсем настоящей — каково прийти женщине к таким мыслям на девятом десятке? «Я была хорошей переводчицей, переводила на кинофестивалях, — едва заметно подрагивая губами, говорит она бывшей коллеге (Татьяна Догилева). — Меня хвалил Ив Монтан. А потом я вышла замуж, и все закончилось...» И умолкает, думая, что семейное счастье оказалось фикцией. Удивительно, но соседка, смешная и, казалось бы, совершенно неделикатная, вдруг произносит правильные слова о том, что Антон Анатольевич когда-то сделал выбор именно в ее, Елизаветы Петровны пользу.

Кадр из к/ф «Синдром жизни»

А еще героиня находит поддержку у других людей, порой совершенно случайных, и это вместе с природной силой, помогает ей понять: начинать новую жизнь можно в любом возрасте. Или просто жить в полную силу. И тогда находишь общий язык со всем миром, в том числе с дочерью, которая, расплакавшись после трудного и важного разговора, перестает быть ледяной.

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

​Джульетта без Ромео

Жаннат Идрисова

​Сплошное паразитство

Жаннат Идрисова

​Нет смысла, если нет любви

Жаннат Идрисова

Все смешалось в фильме Гаспара