18+
07.04.2016 Тексты / Авторская колонка

​Театр.doc. Очищение пресыщением

Текст: Фазир Муалим

Фотография: Олег Грицаенко

Поэт и театральный критик Фазир Муалим о документальном подходе Театра.doc.

О Театре.doc лучше говорить очень осторожно, оперируя размытыми определениями. Сравнениями и метафорами, чтобы точнее передать суть его.

Есть в небе мерцающие звёзды, которых не видно, если смотреть прямо на них, но они вмиг появляются в поле зрения, стоит только зацепить краем глаза. Театр.doc — как эти мерцающие звёзды.

Он как вызревающее вино: до времени лучше не касаться, не вмешиваться, чтобы не превратить его в уксус.

Настолько странный и непривычный, но и живой и дышащий этот театр, что я боюсь, у меня не получится о нём обычного цельного и трезвого повествования, и я буду срываться с одной мысли на другую, перескакивать с ощущения на ощущение.

Но только не подумайте, будто я собрался восторгаться по поводу Театра.doc — вовсе нет, я просто хочу понять, что такое этот документальный театр, почему возник, и откуда родом? Подкидыш он, желанный наследник и последователь традиции, или бунтарь и низвергатель? Тут надо отметить, что люди зачастую догму путают с традицией. Традиция — меняющееся естество, а догма — иссохшая мумия, раз и навсегда наполненное и установленное чучело. Относительно театра, в новаторской постановке больше традиции, чем в классической, как это ни парадоксально звучит.

Вообще, одно из явных отличий Театра.doc от других — он больше порождает вопросов, чем даёт ответов. Он загоняет в тупик, а ещё вернее — выворачивает тупики, оголяя большие проблемы маленьких людей. И в то же время он этих маленьких людей спаривает с такими колоссами, как общество или государство.

«Кастинг» пронизан матом и нецензурщиной. Сидишь и думаешь: «Какого хера я должен это всё выслушивать?»

Принято считать, что Театр.doc — социальный, чуть ли не политический театр, имея в виду его оппозиционность и приверженность конкретным политическим силам. Но хотя бы раз побывав в этом театре, вы уже не будете так категоричны. Мне кажется, что он... не то чтоб борется против системы — он подхватывает и защищает выпавших из неё. Но не возвращает их обратно, а строит вокруг них новые системы, потому что «и драгоценному алмазу, и простой гальке есть место на Его ковре», — процитировал бы я Руми, персидского поэта и мистика, но необходимость держаться в заданных темой рамках вынуждает подобрать что-нибудь из репертуара театра. И вот она — фраза из спектакля «Кастинг» — «пусть растут любые цветы».

Раз зашла речь о спектакле «Кастинг», скажу несколько слов и о нём. Вы помните, что такое катарсис? Правильно — очищение. Через слёзы или смех. Но современный человек настолько очерствел, что никакая трагедия его не берёт. Он много видел, много знает — он оброс информацией. «Кастинг» пронизан матом и нецензурщиной. Сидишь и думаешь: «Какого хера я должен это всё выслушивать?» А ближе к концу начинаешь осознавать: это приём такой — современного человека очистить можно только пресыщением и отвращением.

О другом спектакле Театра.doc хочется написать немного подробнее. Но мало ли что хочется — а как сказать? Проще молчать и думать.

«Подлинные истории женщин, мужчин и богов» Елены Греминой. Постановка из пяти небольших новелл, основанных на античных мифах (Сизиф, Арахна и Медея) и двух историй о философах. Древние сюжеты переплетаются или перекликаются с современными реалиями. К примеру, о Медее-беглянке проговариваются: беженка! Роль Медеи исполняет актриса Наргис Абдуллаева — гордая, влюблённая и лёгкая. Настолько лёгкая и влюблённая, что, наблюдая за её игрой, веришь: эта могла сорваться с любой Колхиды, чтоб последовать за любимым Ясоном. И настолько гордая и влюблённая, что не удивляешься, когда она так грациозно, чуть не флиртуя, отвергает ухаживания Зевса.

По большому счету, документальный театр — это фиксирование проявленной воли

А миф об Арахне, девушке, превращённой в паука за дерзость быть мастерицей искусней, чем Афина, разворачивается на фоне подлинного рассказа бывшей заключённой, вынужденной, как паук, вечно ткать на зоне. И даже по истечении срока она устраивается на ткацкую фабрику: потому что проклята, и ей некуда деться. В «Арахне» Марина Клещева играет свою историю жизни. Тем самым бросает «богам» через века ещё один вызов: вы меня посадили за ткацкий станок, а я вырвалась из-под гнёта Фатума, проявив свою волю, и преломила начертанную судьбу.

По большому счету, документальный театр — это фиксирование проявленной воли.

Я понимаю, что к необычному театру нужны и особенные подходы, которые, как и сам жанр, в процессе становления, но я всё же применю некоторые мерки старого традиционного театра. Никудышная дикция у актёров. Они произносят текст, как будто слова — это что-то неважное. Возможно, в этом задумка — чтобы получилось как в жизни. Однако актрису Елену Лемешко в роли Ксантиппы, жены Сократа, я отчётливо слышу, хотя про неё нельзя сказать, что она вычурно-театральна.

Пожалуй, это единственная претензия, которую я бы предъявил. Гораздо больше достоинств. Одно из основных, на мой взгляд — то, что актёры, размывая границы между сценой и зрительным залом, привлекают зрителя к участию, но не заигрывают и не заискивают перед ним, пытаясь понравиться во что бы то ни стало, как часто происходит на современной сцене. Зритель в документальном театре зачастую и сам становится «актёром» и соучастником действия. Тут, как нигде в другом театре, осознаёшь: «Что наша жизнь? Игра», даже если все истории подлинные.

Другие материалы автора

Фазир Муалим

«Волки и овцы»

Фазир Муалим

​Театр «Ромэн» и культ личности

Фазир Муалим

«Беда от нежного сердца»

Фазир Муалим

​Хлестаков и НКВД

Читать по теме

​Дальний Восток становится ближе

Писатель Роман Сенчин о Дальнем Востоке в современных документально-художественных книгах.

04.04.2016 Тексты / Статьи

Эксперты: Спецрепортаж — не документалистика!

Киновед Елена Строганова, режиссер-документалист Радик Кудояров и режиссер докфильмов и телепередач Александр Сидоров рассказали Жаннат Идрисовой о российской документалистике.

04.04.2016 Тексты / Интервью

​«Сахар» — соль на раны сладкоежек?

Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о вышедшей в российский прокат документальной картине австралийского режиссера Дэймона Гамо.

05.04.2016 Тексты / Рецензии

​Дмитрий Васюков: «Без трудового человека кино не представляю»

Алена Бондарева поговорила с режиссером Дмитрием Васюковым о документальном кино, охотниках-промысловиках, Алтае и счастье.

06.04.2016 Тексты / Интервью