18+
01.04.2016 Тексты / Рецензии

​«Прошлым летом в Чулимске»

Текст: Фил Резников

Фотографии: Фил Резников

29 марта в Московской театральной школе Олега Табакова состоялась четвертая в этом учебном году премьера. Дипломный спектакль по пьесе Александра Вампилова представили студенты третьего курса.

В нынешнем театральном сезоне Школа показала четыре постановки: «Вишневый сад» по Чехову, «Эшелон» по Рощину, «Мертвые души» по Гоголю и, наконец, «Прошлым летом в Чулимске» по Вампилову.

Театральная школа, управляет которой Олег Табаков, находится в трех минутах ходьбы от «Табакерки», которой также руководит знаменитый актер. Школа, открывшаяся в 2010 году — уникальное учебное заведение. Принимают в него строго после девятого класса средней школы и учат на протяжении четырех лет. Тем, кто пройдет путь до конца, вручат диплом о среднем специальном образовании с присвоением профессии «актер театра и кино». Кому-то из выпускников (а школа в этом году осуществит уже третий выпуск) непременно повезет, и их примут в стажерскую группу Театра Олега Табакова или МХТ имени Чехова; другим придется искать себе место самостоятельно.

В чем же уникальность этого учебного заведения? Пожалуй, в том, что его педагоги, в течение года колесящие по России, стараются найти самых талантливых ребят из разных уголков страны. Табаков не раз подчеркивал, что его школа — «для особо одаренных детей». Другая особенность состоит в том, что школа является пансионом: все студенты, независимо от того, москвичи они или нет, проживают в ней и домой ездят только в дни каникул. И это, возможно, одно из самых сложных испытаний: прожить четыре года в коллективе молодых и таких же талантливых, как ты сам, людей тяжело, тем более что каждый из них, по сути, — твой конкурент. Но это совместное сосуществование необходимо для людей творческих профессий. Оно может выявить и даже устранить изъяны в характерах, мешающие полноценной работе в коллективе и здоровой конкуренции.

Третья важная особенность Школы Табакова — полноценные спектакли, которые студенты играют начиная с третьего курса. И играют не для самих себя, не для пап и мам, родственников и знакомых, но для людей посторонних, покупающих билеты и приходящих на спектакли, как в настоящий театр. Табаков убежден, что для молодого артиста самое важное — как можно раньше начать играть на сцене. Практика теории важней.

Справка RA:

Читать дальше


Вампилов был и остается одним из лучших отечественных драматургов последних десятилетий, и это подтверждает не утихающий интерес к его немногочисленным, увы, пьесам.

Работу над «Чулимском» прошлой осенью начал актер «Табакерки» Михаил Хомяков; на завершающих этапах ему помогла Анна Гуляренко, актриса «Гоголь-центра».

К пьесе Вампилова в Школе отнеслись бережно. Здесь вообще не любят вторгаться в пространство чужих текстов и тревожить его. Нужно играть так, как написано. Иначе зачем брать чужой материал? «Чулимск» был немного адаптирован (сокращены некоторые реплики; отец Валентины стал ее братом — так уж удобнее играть), но вряд ли эти изменения огорчили бы автора, приди он сегодня на спектакль.

Последнюю свою завершенную пьесу драматург хотел назвать «Валентина», однако в тот год Михаил Рощин опубликовал «Валентина и Валентину». Разумеется, Валентина Помигалова была для Вампилова главной героиней, и именно ее судьба более остальных судеб волновала автора. Он даже придумал для нее трагический финал — девушка должна была покончить с собой. От этой идеи драматург в конце концов отказался.

Фотография Фила Резникова
1 4

Валентина, которую на сцене Школы Табакова играет Маша Сокольская, — натура романтичная, тихая, застенчивая. Таких играть сложно — легко можно сфальшивить. Но Валентина, ровесница исполнительницы, выходит у юной актрисы очень настоящей, знакомой, что ли. Сокольская словно живет жизнью Валентины, девчонки из не существующего на карте сибирского городка. Когда она признается в любви следователю Шаманову, который старше ее на десять с лишним лет, мелко дрожит ее платье. Девушка без робости и страха смотрит наконец в глаза возлюбленному. Она так долго скрывала чувство, что теперь счастлива, рассказав о нем.

За напускным спокойствием следователя Шаманова, вынужденно покинувшего большой город и несущего службу в провинции, таится непокой. Трудно понять это, когда поутру он спускается от своей любовницы Кашкиной и безо всякого настроения завтракает и меланхолично листает газету. Кажется, что человек этот давно пребывает в глубоком сне, а в жизни действует чисто механически. Он со многим свыкся, он принял свою долю, он давно успокоился. И ему удобно жить так: сожительствуя с разведенной женщиной, искренне его любящей, терпящей от него невнимание и отсутствие сильных чувств. Для него Кашкина — не более чем привычка. Шаманов пробуждается только тогда, когда самым последним понимает, что уже долгое время около него находится еще один любящий человек — юная Валентина.

Роль Шаманова, человека уставшего от жизни, мечтающего в свои тридцать два — без шуток — уйти на пенсию, убедительно играет Денис Нурулин.

Фотография Фила Резникова
1 5

Быть может, Вампилов и не думал делать Зинаиду Кашкину центральным персонажем, однако в спектакле Михаила Хомякова и Анны Гуляренко она им стала. Возможно, произошло этого благодаря обаянию и дарованию восемнадцатилетней Наташи Поповой. Она так сыграла драму одинокой, не любимой женщины, что ни на минуту нельзя усомниться в том, что Наташа знает то, что играет. Хотя, казалось бы, откуда ей знать о такой женской судьбе? Нужно иметь большой талант, чтобы сыграть Кашкину так, как она. Немногие профессиональные актрисы способны на подобное.

Это только поначалу представляется, что Кашкина — опытная, уверенная в себе женщина. Но вскоре показывается ранимая, по-детски уязвимая душа, не готовая переносить обиды и нелюбовь. Кашкина, быть может, оказывается во всей этой истории самой драматичной фигурой, а роль, сыгранная Наташей Поповой, — самой интересной в этом безусловно удачном дипломном спектакле.

Нельзя не упомянуть также Егора Трухина, играющего 74-летнего эвенка Еремеева, и Мечеткина, которого Андрей Хисамиев играет маленьким человеком, и Кузьму Котрелева, чей Пашка — мина, готовая разорваться в любой момент, поранив своими осколками любого, кто окажется поблизости, хочет этого сам Пашка или нет.

«Прошлым летом в Чулимске» Школы Олега Табакова — не просто учебная работа, дипломный спектакль, по которому будут оценивать студентов, но и заслуживающая внимания постановка по замечательной пьесе, ни в чем не утратившей актуальности. Работа режиссеров-педагогов — Хомякова и Гуляренко — заключалась главным образом в том, чтобы показать ребят, их возможности, а не выкатить на передний план свои амбиции постановщиков. И эту важную задачу педагогам решить удалось.