18+
21.04.2017 Тексты / Авторская колонка

​Светлана Немоляева. «Бешеные деньги»

Текст: Фазир Муалим

Фотография: Олег Грицаенко

Поэт и театральный критик Фазир Муалим о «Бешеных деньгах» Островского и большой второстепенной роли Светланы Немоляевой.

Актеры, правьте ремесло.

Александр Блок

В театре имени Маяковского праздник. Но у актера такая профессия, которая даже в праздник, в свой личный, требует выкладываться и работать вдвойне.

18 апреля исполнилось 80 лет одной из звезд советского и российского экрана, ведущей актрисе театра Маяковского, народной артистке РСФСР Светлане Владимировне Немоляевой. Специально к этой дате режиссер Анатолий Шульев поставил пьесу Островского «Бешеные деньги» с Немоляевой в роли Чебоксаровой, мамы главной героини. Премьера состоялась за неделю до юбилея. О спектакле мы ещё поговорим, а сейчас — давайте скажем несколько добрых и правдивых слов в честь самой актрисы. В некоторых случаях слово «Актриса» принято писать с большой буквы, вкладывая в него все возможные эпитеты и определения: выдающаяся, единственная, блистательная, крутая, в конце концов.

Когда-то, будучи студентом Литинститута, я часто ходил в Маяковку на Гундареву: благо, в те времена нам, студентам творческих вузов, давали контрамарки на посещение всех театров Москвы. Однажды (по-моему, это был спектакль Гончарова «Виктория», точно не помню) со мною рядом сидел очень живой и эмоциональный старичок. Зрители рассаживаются, гаснет в зале свет, начинается спектакль. И вдруг мне в правое ухо шепчет старческий голос: «Любишь её?». Я говорю: «Да. Я очень люблю Гундареву!». Старик кулаком ударил в мое плечо, чуть не столкнул меня на соседа слева: «Причем тут Гундарева? Я хожу на Немоляеву. Та-ак-то». Я не стал спорить. Тогда старик успокоился, заулыбался: «Смотри, смотри, ты смотри же, сейчас она выйдет». И старик весь превратился в глаза, как Чеширский кот — в улыбку. Со мной рядом сидел уже Сплошной Восторг, а не человек, и только время от времени повторял: «Смотри, смотри — она».

С тех пор я и смотрю. И каждый раз, когда Немоляева появляется на сцене, я вспоминаю того восторженного старичка и ловлю себя на том, что уже сам улыбаюсь его радостной улыбкой и гляжу его восхищенными глазами.

Мне кажется, что в каком бы спектакле и какую бы незначительную роль ни играла актриса, эта роль выходит на первый план: что в «Женитьбе», что в «Мертвых душах», что в «Талантах и поклонниках». Так получилось и в новой постановке режиссера Анатолия Шульева «Бешеные деньги».

Островский всегда получается хорош, если не пытаться его «исправлять»

Молодой режиссер, ученик Римаса Туминаса, не стал переделывать пьесу в угоду современным веяниям (так обычно поступают плохие режиссеры, скрывая убогость своего таланта за дерзостью), а просто слегка сместил акценты — и получилась вполне актуальная комедия с узнаваемыми ситуациями. Вовсе не потребовалось для этого переносить действие из Москвы XIX века в Москву XXI. Очень бережное, трепетное отношение к тексту — вот что надо отметить в первую очередь в новом спектакле. Вообще-то, стоит сказать, что Островский всегда получается хорош, если не пытаться его «исправлять».

Позволю себе напомнить сюжет пьесы. В московском обществе неожиданно появляется новый персонаж — Савва Геннадич Васильков, купец, «золотопромышленник» (актер Алексей Дякин). Случайно увидев на прогулке в Петровском парке Лидию Чебоксарову, первую красавицу Москвы, он влюбляется в нее. Роль Лидии играет Полина Лазарева, внучка Светланы Немоляевой, и Александра Лазарева, действительная красавица. Разорившиеся дворяне, Чебоксаровы, не признавая своего разорения и не желая показывать его, живут в долг, как, впрочем, и большинство из этого общества. Отец семейства, потеряв место, вынужден уехать в деревню, в имение, а мать с дочерью остаются в столице, в надежде заполучить состоятельного мужа для Лидии. Однако богатых женихов не предвидится, и в ожидании их, Лидия просто весело проводит время, флиртуя со всеми потенциальными ухажерами и покровителями, выясняя, кто состоятельнее. Среди них старый чиновник в отставке, «князинька» Кучумов (актер Александр Андриенко), развратник и обманщик, который кормит только обещаниями. Другой претендент — уже знакомый нам по пьесе «На всякого мудреца довольно простоты» Егор Дмитриевич Глумов (актер Константин Константинов). Этот, как мы помним, сам ищет приличную партию. Кстати сказать, в конце пьесы он-таки находит её и уезжает в Париж личным секретарем богатой вдовы, которой «доктора больше года жизни не дают из-за общего ожирения, а в Париже с переездами на воды и с помощью усовершенствованной медицины она умрет скорее». Третий в этом обществе «женихов», желающих весело провести время и не попасться в мужья — Телятев (актер Виталий Гребенников).

Вот здесь мне надо сделать небольшое отступление и кое-что сказать. Мне всегда был симпатичен этот герой. Прежде всего потому, что впервые я слышал эту роль в исполнении выдающегося актера Малого театра Константина Александровича Зубова в радиоспектакле 40-х годов. Любой, даже великий злодей, в исполнении Зубова становится обаятельным героем. А тут ещё и текст замечательный.

...на то она и Немоляева, чтобы любую роль превратить в главную

В исполнении же Гребенникова Телятев стал главным героем: с него начинается действие пьесы и на нем заканчивается. И в конце, когда все уходят, а он остается один с «князем» Кучумовым в белом театральном тумане и повторяет фразы, уже говоренные им в начале действия, складывается впечатление, что перед нами промелькнуло всего лишь одно из незначительных воспоминаний доброго и грустного Ивана Петровича.

К тому же, еще раз повторюсь, удивительно красивый и живой текст Островского передан зрителю без ущерба, с правильными интонациями. И именно этим — вниманием к тексту, а не к внешнему антуражу — я бы объяснил... не бедность, но скромность декораций (художник Мариус Яцовкис): во всем, что мы увидим на сцене можно найти символ. Например, огромные пустые корзины-гнезда, которые на протяжении всего спектакля присутствуют на сцене. Или чемоданы и сундуки в последнем действии. Или в первом, а потом в последнем — шатающаяся скамья-качели, на которой сидят действующие лица. Даже этот поднадоевший в современном театре туман символичен, а значит уместен.

И второй главный герой постановки — разумеется, Надежда Антоновна Чебоксарова, персонаж Светланы Немоляевой. Хотя роль на самом деле небольшая. Но на то она и Немоляева, чтобы любую роль превратить в главную.

Что касается Лидии, я представляю ее более женственной, кокетливой и высокомерной, себе на уме. В исполнении Полины Лазаревой она получается грубая, дикая, прямая и капризная. И уже начинаешь думать: «Ну, не совсем то», — как вдруг в сцене ссоры с зятем Васильковым, Чебоксарова-Немоляева в истерике забывает все манеры, приличествующие светской даме, кричит, визжит, бьет ногами, как маленькая дикарка. И ты задумываешься: «Ах, вот оно что! Лидия, оказывается, вся в маму. Просто Надежда Антоновна в обычном спокойном состоянии научилась скрывать свое нутро. Научится и Лидия».
Но я-таки подозреваю, что это уловка самой Немоляевой, чтобы скрыть шероховатости игры внучки.

После спектакля зрители минут десять стоя аплодировали Немоляевой. Мы бы ещё простояли, если бы нас не усадил директор театра и не попросил тишины и внимания. Он зачитал поздравительные телеграммы от различных официальных лиц и организаций, от Президента до театральных коллективов.

Светлане Немоляевой вынесли кресло на сцену, чтобы она присела, пока читают и говорят поздравления. Но она не села — стала складывать букеты в кресло. Цветов было так много, что кресло скоро заполнилось — тут как раз и пригодились огромные корзины-гнезда из декораций.

После всех речей юбилярше дали слово. Она мягко проговорила хрупким голосом:

«Я очень люблю свой театр. Служу ему и буду служить, сколько хватит сил. Сцена меня лечит. Я очень люблю своих партнеров, многие из которых сегодня здесь сидят, люблю своих режиссеров... Я очень люблю свою семью, люблю своего Сашеньку... Я очень люблю вас, дорогие мои зрители».

Зрители кричали с разных сторон: «И мы вас любим!»

...Я люблю Вас, Светлана Владимировна! За себя и за того восторженного старика.

Другие материалы автора

Фазир Муалим

​Театр «Ромэн» и культ личности

Фазир Муалим

​«Преступление и наказание» в Моссовете

Фазир Муалим

​«Вишнёвый сад» в Пятигорске

Фазир Муалим

​На всякого мудреца довольно простоты

Читать по теме

​Как узнать в себе Чацкого и Д’Артаньяна? Диалог о детском театре

Драматурги Театра «А-Я» Анна Добровольская и Светлана Кочерина поговорили с обозревателем Rara Avis Аленой Бондаревой о том, что такое детский театр и зачем он детям.

27.10.2015 Тексты / Интервью

​Медея водоплавающая

Поэт и театральный критик о «Медее» Камы Гинкаса, Ясоне и колбасе.

20.01.2016 Тексты / Авторская колонка

​«Лес». Обаяние цинизма

Об особенностях обновленного «Леса» Островского в МХТ имени А.П. Чехова пишет обозреватель Rara Avis Валерия Новокрещенова.

22.07.2016 Тексты / Рецензии

​Онегин постфактум

Обозреватель Rara Avis Валерия Новокрещенова рассказывает о спектакле театра им. Евг. Вахтангова «Евгений Онегин. Сцены из романа», в котором режиссер Римас Туминас бросает ретроспективный взгляд на судьбы пушкинских героев.

13.02.2017 Тексты / Рецензии