Сойти с орбиты
Текст: Артем Артемов
Фотография с сайта kinopoisk.ru
Обозреватель Rara Avis Артем Артемов об антигуманном космическом эксперименте «Орбиты 9».
Испанская киноиндустрия не считается новичком в жанре научно- развлекательной фантастики («Открой глаза», 1997; «Ева: искусственный разум», 2011). И идет в ногу с другими странами («Прибытие»; «Из машины»; «Звездные войны»), тоже выпуская свое SCi-FI. Правда, «Орбита 9» — лента локального масштаба без особой претензии на международный прокатный рынок.
К стремительному забвению картины ведет ряд оплошностей, сценарных и режиссерских. За реализацию отвечал один и тот же человек — Хатем Храиче, дебютант в полном метре, до этого снимавший любопытные короткометражки сугубо фантастической направленности. Для Храиче «Орбита 9» — всего-навсего промежуточный этап в карьере. Складывается впечатление, что режиссер постигал сложности кинопроизводства, искал свой авторский почерк. Безусловно, со временем ему удастся достичь определенных вершин, однако назвать его первое полнометражное творение поворотным не получается.
Елене (Клара Лаго) немного за двадцать, она единственный пассажир звездолета, на борту которого родилась. Поэтому девушка не знает об элементарных земных радостях. Лететь ей предстоит еще долгих 19 лет, чтобы достичь заветной цели — добраться до таинственной планеты Селеста, гипотетически пригодной для освоения. Что до Земли, наша планета исчерпала природные ресурсы, а над человечеством нависла угроза вымирания. Родители Елены вынуждены были покинуть борт корабля после поломки оборудования, отвечающего за систему жизнеобеспечения, останься они с дочерью, исчерпали бы все ресурсы и погибли от асфиксии. А так, у Елены, молодой и полной сил, оставался шанс выполнить ответственную миссию. Чтобы устранить неисправность, к звездолету был направлен космический инженер по имени Алекс (Алекс Гонсалес).
Их краткосрочное общения заставляет парня поменять отношение к подопытной, ведь полет главной героини — фикция, она выступает в качестве лабораторной мыши, которую рассматривают под микроскопом. Миссия — долголетняя симуляция, которую взяла под свой контроль могущественная корпорация. Алекс хочет спасти Елену от пожизненного заточения. Но готова ли девушка к правде, новой реальности, ранее не испытанным ощущениям, и какова будет ее реакция на еще одну тайну, тщательно скрываемую от нее?
Впрочем, тема не нова. Она постоянно обнаруживается в кино и литературе, причем не в абы каких лентах и книгах. Вспоминается картина Питера Уира «Шоу Трумана» (1998) с Джимом Керри, только ее герой был помещен в искусно воссозданную среду не ради научных изысканий, а для поднятия рейтингов реалити-шоу. Книголюбы сразу вспомнят «Омон Ра» (М.: Текст, 1991) Пелевина — злую и ироничную сатиру на советское прошлое.
Первое, что бросается в глаза и начинает сильно раздражать — стилистика фильма, резкие переходы, полное пренебрежение к дневной обстановке мира будущего и основательная его проработка в ночное время суток. Эстетика ночного мира схожа по стилю с киберпанковским «Бегущим по лезвию» (Ридли Скотт, 1982). При дневном освещении — улицы преображаются в унылый городской пейзаж песочного цвета.
Второе — натужность взаимоотношений основных персонажей, отсутствие полноценного раскрытия их характеров по мере движения сюжета. Местами действия героев алогичны, иногда непредсказуемы или же вовсе неожиданны. Отсюда и невнятная игра актеров Клары Лаго, которую именуют на родине второй Пенелопой Крус, и Алекса Гонсалеса, уже засветившегося в Голливуде. Гонсалес большую часть времени апатично всматривается в пустоту. Лаго не далеко ушла от партнера по съемкам. Местная знаменитость Белен Руэда («Приют», 2007) в ленте представлена скорее для галочки, хоть ее героиня и является важным винтиком в судьбе двух героев. Актрисе досталась роль ученого, готового предоставить укрытие для двух беглецов.
Третье — сюжетные перекосы, неудачное скрещивание жанров, которые могли бы произвести на свет неординарную фантастику без привязки к такому глубокому кинополотну, как «Луна 2112».
То, что срабатывало в короткометражном кино, оказало Храиче медвежью услугу в полнометражном фильме. Для полноценной работы требовалось мастерство рассказчика, соответствующий опыт. Не маленькие новеллы, а полноценный роман, к написанию которого он оказался не готов. Храиче пока не научился создавать целостную историю, не может донести ключевую мысль, только устраивает парад идей. Умножает недостатки картины и скромный бюджет, пригодный разве что для подготовительного периода к съемкам. Складывается впечатление, что режиссер пустил все на самотек, в надежде на то, что кино сложится само.
В итоге Храиче так и не определился, что именно снимает — SCI-FI-драму с замашками на антиутопию, конспиралогический триллер или интеллектуальную футуристическую мелодраму.
Воспринимать «Орбиту 9» как фильм-предостережение, вакцину от угроз будущего не получается. Всесильная корпорация, которая проводит исследования над Еленой, держа ее в бункере, словно пленницу, на самом деле, преследует благие цели. Побег для девушки не волеизъявление, скорее неудачная попытка сменить обстановку.
Чрезмерно медитативны первые полчаса действия (для триллера это не всегда фатально), но в картине Храиче ничего не происходит. Да и герметичность сюжета нарушается практически сразу же, основной ход становится очевидным еще на стадии предыстории, а режиссерские попытки встревожить зрителя или вселить страх — неубедительны.
Идентификация ленты как мелодрамы тоже отпадает, персонажи схематичны, не ясны мотивы их поведения, отсутствует необходимое притяжение, а их взаимоотношения — скорее случайное партнерство, не более.
Удачно балансировать между жанрами, создать внятный нарратив, с возможностью полного погружения в ленту — тоже не получилось. Хотя не все так плохо. Если разбить фильм на самостоятельные отрезки, получатся куда более зрелые наработки с рациональным и взвешенным подходом. И хочется верить, что Храиче поднатореет, обрастет режиссерскими мускулами и, наконец, определится, какое кино он снимает, и главное — для кого.