18+
09.09.2016 Тексты / Рецензии

​Припев — два раза

Текст: Мария Нестеренко

Фотография: с сайта kinopoisk.ru

3 художественных фильма, в которых снялись философы.

Философ в кино — все равно, что ружье на стене, в какой-то момент обязательно выстрелит. Обозреватель Rara Avis Мария Нестеренко выбрала 3 фильма, в которых снялись Барт, Делез, Пятигорский, и пытается разобраться, зачем это было нужно им и режиссерам.

«Охота на бабочек», 1992

Фотография с сайта kinopoisk.ru

Режиссер: Отар Иоселиани

Автор сценария: Отар Иоселиани

В сущности, Отар Иоселиани почти всегда рассказывает одну и ту же историю, вернее, каждый его фильм высвечивает одну из граней этой истории: столкновение новой нахрапистой цивилизации с многовековой традицией. Будь то культура изготовления вина («Листопад») или вообще — закат Европы, как в «Фаворитах луны», где метафорой утраты становится беспощадно вырезанная из рамы картина, уменьшившаяся, подобно шагреневой коже. В «Охоте на бабочек» посланцами «нового мира» становятся русская наследница и японцы, и те и другие как бы вне культурного контекста старой Европы. Для Иоселиани диалог между старым и новым невозможен. Новая цивилизация не способна говорить. Она может только купить или убрать с пути тех, кто ей мешает. Однако и представители старой культуры, на чьей стороне всегда симпатии Иоселиани, тоже не способны к контакту они замкнуты на самих себе, что их вполне устраивает.

Многолетний друг Иоселиани Александр Пятигорский, сыграл в «Охоте...» немногословную роль магараджи (кто бы мог лучше это сделать?). Появление философа в фильме отнюдь не случайно — это, в каком-то смысле, зашифрованное послание, которое можно прочитать с помощью текстов самого Пятигорского. В статье «Чуть-чуть о философии Набокова» он пишет: «Счастья здесь не подразумевается, как и вообще конечного результата попыток и усилий. Поймать редкую бабочку — это прелесть, очарование. Вообще само это занятие — счастье. Но оно всегда относится как бы к другому времени и месту, где в данный момент я не присутствую». Читаем дальше: «Дуализм набоковского мироощущения и выражается прежде всего в этом постоянном подчеркивании различия между мыслью человека и вещами... грубо говоря, все эти вещи и можно было бы назвать «цивилизацией»... Это же противопоставление обнаруживается и в картине Иоселиани: сталкиваются мир мысли, воображаемого, памяти и мир технотронной цивилизации. Счастье здесь не подразумевается: и те и другие заняты охотой на бабочек.

«Сестры Бронте» , 1979


Фотография с сайта kinopoisk.ru

Режиссер: Андре Тешине

Автор сценария: Паскаль Боницер

Фильм рассказывает о судьбах знаменитых писательниц — сестер Бронте, и, в сущности, был бы обыкновенной биографической драмой, объединившей трех красавиц французского кино (Изабель Юппер, Изабель Аджани и Мари-Франс Пизье), если бы не один эпизод. А именно: появление Ролана Барта в образе Уильяма Теккерея. Философ-писатель появляется в самом конце, чтобы предречь славу единственной выжившей из сестер — Шарлотте Бронте.

70-е годы в эволюции Барта называют постструктуралистским этапом. Главной с этой точки зрения работой считается «S/Z» (1970), где философ подробно анализирует новеллу Бальзака «Сарразин». Сам Барт считал эту свою работу поворотной, в ней «он действительно отказывается от роли чистого аналитика... и принимает на себя функцию «лицедея», «гистриона» новой формации — актера, одновременно использующего как аристотелевскую технику мимесиса, так и брехтовскую технику отчуждения. Ключом к такого рода игровому поведению вполне может служить фраза, вынесенная им на обложку «Ролана Барта о Ролане Барте» * — Георгий Косиков. Идеология. Коннотация. Текст. // Ролан Барт S/Z. — М.: 2001 : «Все здесь сказанное следует рассматривать как слова, произнесенные романическим персонажем, или даже — несколькими персонажами».

Барт избегает роли автора-диктатора, который бы мог придать законченность звучащему хору голосов. Он отказывается от заключения, заменяя его на многоточие: «О чем вы задумались? — хочется спросить у классического текста, откликаясь на его сдержанный зов; однако поскольку текст отличается большим лукавством, нежели те, кто, пытаясь выйти из положения, отвечают: да ни о чем, он не отвечает вовсе, увенчивая смысл заключительным аккордом — многоточием...». Произнося пространный спич об искусстве и скоротечности жизни в фильме Тешине, Барт словно играет не Теккерея, а это самое многоточие.

«Кто Жорж?», 1973

Фотография с сайта kinopoisk.ru

Режиссер: Мишель Розье

Автор сценария: Мишель Розье

Еще одна биографическая драма, рассказывающая о том, как трудно женщинам приходилось отвоевывать право на интеллектуальную деятельность. В центре внимания — французская писательница и феминистка Жорж Санд, а также Достоевский. Мюссе, Шопен и провозвестник христианского (католического) социализма Фелисите Робер де Ламенне в исполнении философа Жиля Делеза. Христианский социализм объединяет социалистическую модель экономики и христианскую этику. Ламенне считал католицизм единственной настоящей религией, Философ провозглашал превосходство церкви над государством. Лозунгом Ламенне было: «Свобода совести, свобода печати и свобода обучения».

Делез всегда высоко ценил кино и немало о нем написал (Монументальный труд «Кино», где он в том числе разбирает и другой фильм Розье «Мое красное сердце»). Однако его также интересовала теория власти, но, кажется, прямых пересечений у этих философов не было. Однако возникает интересный эффект: зритель не воспринимает Делеза, как актера, играющего Ламенна, он продолжает видеть на экране философа Делеза...

Другие материалы автора

Мария Нестеренко

​Николай Проценко: «Валлерстайн был еретиком»

Мария Нестеренко

​С Пушкиным на дружеской ноге

Мария Нестеренко

​Пути свободы Сергея Курехина

Мария Нестеренко

Счастливый Вяземский?