18+
01.09.2016 Тексты / Рецензии

​«Козни». Последнее лето Пазолини

Текст: Валерия Новокрещенова

Обложка с сайта kinopoisk.ru

Обозреватель Rara Avis Валерия Новокрещенова о новой истории убийства Пьера Паоло Пазолини.

Если верить создателю драмы «Козни», итальянцу Дэвиду Греко, знавшему Пьера Паоло Пазолини, то известный режиссер провел последнее лето за монтажом своего самого скандального фильма «Сало, или 120 дней Содома» и расследованием, связанным с политикой.

По времени работа над антифашисткой лентой «Сало», рассказывающей о днях немецкой оккупации, которую пережила Италия в период Второй мировой войны, совпадает с написанием загадочного романа «Нефть». В своей книге Пазолини расследует события, связанные с деятельностью крупнейшей нефтегазовой компании. В контексте этих двух работ возникает и жестокое убийство самого Пазолини. А в 1990 годы одну из основных глав романа похищают.

Роль Пазолини, эпатирующего окружающих как своими фильмами, так и публичными высказываниями, исполнил известный эстрадный певец и актер Массимо Раньери (к слову сказать, он внешне невероятное похож на режиссера, в 1960-х сам Пазолини был поражен этим сходством, случайно встретив певца на футбольном матче).

На пресс-конференции, посвященной 38 ММКФ, Дэвид Греко признался, что дописал сценарий только потому, что Раньери согласился играть Пазолини. А Раньери, в свою очередь, сообщил — ему эта роль далась нелегко, так как Пазолини — фигура не просто реальная, но масштабная и глубоко неоднозначная. «Быть Пьером Паоло — это захватывающая проверка на профессиональную прочность», — признался актер и заметил, что три месяца до начала съемок «прожил в депрессии». Но роль ему удалась.

О Пьере Паоло Пазолини написано множество книг и снято немало фильмов, поэтому создатели «Козней» осторожно подходили к изображению этой непростой личности. Ведь в число самых известных картин о режиссере входит и биографическая драма Абеля Феррары «Пазолини» (с Уиллемом Дефо в главной роли), открывавшая Венецианский фестиваль в 2014 году; и психологическое расследование 1995 года «Пазолини. Преступление по-итальянски» (создатель Марко Туллио Джордана, роль Пазолини сыграл Карло ДеФилиппи).

Пазолини Греко — свободный художник, с непростым характером

К тому же работа осложнялась и личным знакомством Дэвида Греко и Пьера Пазолини (Греко был другом и ассистентом Пазолини, а также сыграл несколько эпизодических ролей в его фильмах). Поэтому и желание режиссера «Козней», рассказать о Пазолини нечто свое, избежав повторов и шаблонных представлений, вполне понятно.

В отличие от загадочного и демонического образа Пазолини Уиллема Дефо, опасно балансирующего между пороками и творчеством, Пазолини Греко — свободный художник, с непростым характером, окруженный непониманием.

Греко рассказывает о Пазолини как о человеке отчаянном, готовом идти за правдой до конца и способном отдать за ее огласку самую высокую цену.

Поэтому в центре «Козней» оказывается журналистское расследование, которое вел Пазолини в последнее лето 1975 года, не обращая внимания на слежку и опасность. Свои находки он превратил в четырехсотстраничный труд, чем многим насолил и разрушил не одну политическую карьеру.

Греко не стремился рассказать о Пазолини все, поэтому и «Козни» не имеют ничего общего с жанром байопика; из богатой взлетами, скандалами, слухами жизни классика мирового кино, режиссер включает в свою картину лишь основные события последних месяцев жизни Пазолини: работа над «Сало», подготовка книги и трагическая ночь с 1 на 2 ноября 1975.

Основная идея — показать журналистский подвиг Пазолини

Драма Греко не раскрывает всех черт характера, например, в фильме ничего не говорится о поэтическом даре Пазолини. Герой Массимо Раньери только и делает, что встречается с тайным осведомителем, играет в конспиративные игры, и, несмотря на угрозы, не перестает ежедневно писать свою «Нефть», считая ее публикацию долгом.

Основная идея — показать журналистский подвиг Пазолини. «Самым важным событием, ценнее любой кинонаграды, для меня, — сказал Греко на пресс-конференции, — стало решение итальянского парламента возобновить расследование по делу об убийстве Пазолини».

Жестокая расправа, произошедшая близ Рима на пляже в Остии, до сих пор будоражит умы, порождая всевозможные домыслы и легенды. В «Кознях» Греко представляет свою версию произошедшего. Но не преподносит зрителям никаких сенсационных открытий. Лишь подробно показывает подготовку к преступлению, обрисовывает характеры убийц, естественно, персонажи отчасти выдуманы.

Пазолини же предстает перед зрителями трогательным и заботливым сыном, живущий вместе с пожилой матерью, и большим поклонником футбола, нередко любящим погонять мяч.

В этой драме Греко проводит параллель между Христом и своим героем. А некий Пино, сыгравший неоднозначную роль в жизни Пазолини и приведший его в западню на ночной пляж, — никто иной как Иуда. По версии Греко Паоло Пазолини внешне закрытый, смотрящий на этот мир через солнцезащитные очки, в наглухо застегнутой черной кожаной куртке, на самом деле человек рефлексирующий. Он болезненно воспринимает несовершенства итальянского общества и по-настоящему сопереживает обездоленным. А еще наделен хорошей интуицией и даром предвидения. Подтверждает это сцена, в которой, беседующий с французским репортером, Пазолини вдруг останавливается и молча куда-то смотрит. В этот момент режиссера посещает видение — вполне привычный эпизод из нашего сегодня: группа молодых людей, не видя друг друга, уставилась в свои мобильные телефоны и гаджеты, у всех наушники, а над ними электронный дождь из бесконечных потоков информации. Но что же на само деле увидел Пазолини? Будущее, где общество тотально зависит от информации?..

Как бы то ни было, это послание из условного прошлого «Козней» в настоящее довольно зловеще.

Другие материалы автора

Валерия Новокрещенова

Лунный Карлсон

Валерия Новокрещенова

​Стив Джобс. Дирижер будущего

Валерия Новокрещенова

​«Холодный фронт». В плену равнодушия

Валерия Новокрещенова

​Обреченные на бег