Парень из Аркополиса
Текст: Алена Бондарева
Обложка предоставлена ИП Коташевская Б.Д.
Литературный критик Алена Бондарева о нетипичном супергерое Пола Поупа в мире монстров и стимпанка.
Поуп П. Боевой Парень. / Пер. Б. Коташевской. — М.: ИП Коташевская Б.Д., 2016. — 208 с.
Если бы главным героем этого комикса стал мужчина-супергерой, преодолевший сложное детство, или персонаж, познающий свою силу последовательно в изнуряющей борьбе с монстрами, то и говорить было бы не о чем. Но Боевой парень — подросток, а эта история об инициации и взрослении.
Впрочем, давайте по порядку. Что бы сегодня ни делал комиксист Пол Поуп, у фанатов (особенно американских), это вызывает вполне ожидаемое ликование. А все потому что Поупу удается совмещать в своих работах приемы, рассчитанные как на массового зрителя (динамичный сценарий, емкая передача движений, богатая эмоциональная палитра), так и на узкую аудиторию интеллектуалов (отточенный рисунок, интересный подтекст, сложные культурные аллюзии).
Но если рассуждать о долгожданном «Боевом парне» (Поуп рисовал комикс в течение 6 лет), то сложно не заметить, что на альбоме особенно сказались два предыдущих творческих периода: первый — работа в японском издательстве Kodansha, где художник, обожающий мангу, погрузился в ее создание, и второй — в DC Comics. В 2005 году Поуп нарисовал для антологии Solo небольшую историю Teenage Sidekick, а в 2007 в DC Comics вышла мини-серия Batman: Year 100. За оба комикса автор получил премию Уилла Айснера
*
— одна из самых престижных наград в области искусства комикса, до 2005 года вручалась самим ее создателем художником и писателем Уиллом Айснером.
. Но если история с отдельным выпуском Solo была скорее личным успехом, то мини-серия принесла Поупу настоящую мейнстримную славу.
Он тут же стал супермодным художником. Его пригласили в нью-йоркский Сохо оформлять витрину для магазина Diеsel, а через два года предложили стать дизайнером новой линии одежды DKNY. Поуп также рисовал модные обложки. В общем, познал успех со всех сторон.
И не удивительно, что в «Боевом парне», считающимся пиком творчества, художник применил все свои навыки. Совместил экспрессивную супергероику, и стиль рисования манги, разбавив все немного грустным стимпанком.
Альтернативные истории в этом ключе Поуп делал еще до сотрудничества с Kodansha, два самых известных комикса Heavy Liquid и «100%» выходили в издательстве Vertigo. Мрачный антураж сюрреалистического мегаполиса, легкая эротика и неизменный интерес к техническому прогрессу и его воздействию на культуру — вот основные отличительные черты.
Но мир «Боевого парня» получился куда забавнее. Перед нами город Аркополис — нечто среднее между Готэм-сити и Метрополисом. По крайней мере, в первой части (а хочется верить, что у этой небольшой серии будет и продолжение) нет намека на неискупную греховность жителей (как в Готэме), да и действие, как и в мегаполисе, где проживает Супермен, происходит в основном днем. А в начале истории боги говорят об этом мире и вовсе оптимистично — он определенно «создан для героев». Хотя и тут куча своих проблем.
Монстры под предводительством бандита Садисто (по поведению и задиристости похоже, что он подросток) похищают детей. Своих жертв они утаскивают в подземелья. Преступникам довольно успешно противостоит Хаггард Уэст (взрослый дяденька в стимпанковом облачении). Но к несчастью, еще в завязке сюжета он погибает, оставляя после себя юную дочь Аврору и тайную комнату, набитую оружием и странными механизмами.
Как раз после похорон Уэста в Аркополис и прибывает главный герой — мальчик со сверхспособностями. Его зовут просто Боевой парень. Согласно правилам эпического повествования — он сын богов-воинов, путешествующих по Вселенной и борющихся с монстрами. На Землю его отправили для обряда инициации. С довольно иронично обыгрываемым багажом подростка. У него есть огнеупорный плащ обязательного красного цвета, намекающий читателям на скрытую героичность. Наручи, они же по совместительству коммуникатор, для моментальной связи с родителем-воином. И небольшой чемоданчик. Внутри — 12 волшебных футболок с тотемами (зачарованная ткать и принты с чернилами из лунной крови) книга монстров, кредитка, карта города и ключ от оплаченных на два года апартаментов. В общем, все условия, для обучения и становления созданы.
Делая своего персонажа богом, Поуп сигналит читателю — речь пойдет не о том, как бы ужиться со своей супергеройской сущностью, а о том, как зная, кто ты, научиться соответствовать своему званию и не особо реагировать на то, что о тебе говорят другие. И в этом контексте банальный сюжет (борьба с наводнившими город монстрами и прибывший на помощь супергерой) приобретает совсем другой акцент. Боевой парень, как и любой подросток, вступающий во взрослый мир, не знает на что он способен. Также ему неизвестны и возможные риски. Как и всякий вчерашний ребенок он вечен, в том смысле, что страх боли и смерти кажется ему пока еще чуждым (внешним) опытом. Неудивительно, что чуть ли не в первом бою он теряет первый же артефакт — одну из волшебных футболок, просто потому что еще не понимает, как она работает.
Остроты конфликту добавляет присутствие Авроры. Из-за смерти отца, она утрачивает положение дочери супергероя, ее чувства глубоко задеты беспамятством горожан (а мэр исключительно в политических целях закатывает приветственный парад в честь Боевого парня — тут видится линия манипуляционного воздействия внешнего мира на персонажа). Девушка, разумеется, решает взять дело в свои руки. Поддержать имя отца и помочь городу. То есть на лицо два пути инициации. С одной стороны, герой, чей папа готов примчаться с противоположного конца Галактики, чтобы помочь сыну в борьбе. С другой — персонаж, рассчитывающий только на себя. Это интересное противостояние, к тому же передается оно Поупом с легким юмором. Например, пока Аврора бесится, Боевой парень поедает в своих апартаментах нектар и амброзию (а что же еще? Он ведь сын богов, и мама позаботилась о его диете заранее).
Когда сильные мира сего спрашиваю мальчика о том, как он сумел победить монстра, Боевой парень только мямлит в ответ, демонстрируя типичное поведение домашнего мальчика. Да и разоткровенничавшийся о своем детстве мэр добавляет в диалог сумятицы: «Тогда не приходилось держать крупнокалиберный пулемет на подоконнике, понимаешь?»
Отдельный привет Поуп передает Тарантино (а в его лице и всему «боевому» кинематографу) — реки крови и Садисто, носящий в футляре из-под гитары бензопилу. Монстры, пожирающие людей и машины — славный кивок в сторону старого доброго хоррора. И, конечно, как бы замедленные движения в стиле «Матрицы»...
А еще поклонники и критики сразу отметили стопроцентно узнаваемый стиль рисовки Пола Поупа. Эмоциональные портреты, яркие цвета, динамичные экшн-сцены — в общем, та самая манга на европейский манер. Но так как комикс адресован и детям, и взрослым, в нем нет откровенных эротических сцен, в своем время прославивших художника. Да и жестокость, касающаяся подростков, лимитирована, когда грозит переход за черту допустимого, сюжет либо делает заметный поворот, либо художник прибегает к иронии. В конце концов, подростки очень серьезно относятся к себе в период становления, что иногда выглядит особенно забавным. Но размышления персонажа о том, чего ждут (и ждут ли?) от него окружающие, идет тонкой нитью через все повествование. Нужно ли быть собой или лучше принять навязываемый псевдоним Аркомальчик, участвовать в дурацком параде, став таким героем, каким тебя хотят видеть? Ответа нет.
Да и сюжет обрывается на самом интересном месте. Однако привычных слов о продолжении на страницах комикса нет, поэтому остается только надеяться на то, что перед нами не какая-то пусть и красиво нарисованная недоделка, но серьезная работа, согласно законам саспенса, прерванная на пике.