«Скрижали» не дожали
Текст: Жаннат Идрисова
Фотография: с сайта kinopoisk.ru
Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о вышедшей в прокат мелодраме режиссера Джима Шеридана.
Фильм «Скрижали судьбы» стал экранизацией не просто книги — бестселлера. В основу сценария лег одноименный роман Себастьяна Барри, некогда вошедший в шорт-лист «Букера».
Увы, это тот случай, когда киноверсия по уровню исполнения не затмевает литературный источник и даже не идет вровень с ним. Картина, местами наивная, местами смешная, а где-то и слащавая, оставляет странное впечатление. Вроде и смотрелось не без интереса, а по большому счету не тронуло.
Возвращаясь к определению «смешная»: на самом деле, смеха быть не должно, поскольку на экране разворачивается драма. Розанна Флоренс Клиар или просто Роуз (Ванесса Редгрейв), пожилая обитательница одной из ирландских психиатрических лечебниц провела в этом заведении большую часть своей жизни, около 40 лет. Она нуждается в особом (по какой причине — внятно не объясняется) обследовании, поэтому для осмотра приглашают стороннего врача, светило медицины Стивена Грина (Эрик Бана). После короткого общения с пациенткой Грин выходит из палаты с заведующим лечебницей, который восклицает: «Тише! Она, кажется, слышит через стены. У нее глаза на затылке». Этот и другие подобные диалоги как раз вносят ноту потешности в кинополотно, замышляемое как трагичное.
Далее мы узнаем о Роуз следующее: она не хочет покидать лечебницу, которую скоро переоборудуют в СПА-салон, она почему-то приписывает себе другую фамилию — Макнолти и пишет на страницах Библии: «Я не убивала собственного сына». Там же, на полях священной книги, — ее рассказ о собственной жизни. Доктор Грин, читая эти записки, узнает, что в 40-х годах молодая Роуз (Руни Мара) стала самой примечательной девушкой ирланского городка Слайго, куда приехала из подвергаемого немецким бомбежкам Белфаста. В нее сразу же влюбились пастор местной католической церкви Стивен Гаунт (Тео Джеймс), красавец с тяжелым взглядом и манерами маньяка, Майкл Макналти (Джек Рейнор), мелкий лавочник, а позже — военный летчик, ну и еще с десяток местных простых парней. Так что зритель вполне может сравнить юную ирландку с героиней романов Анн и Серж Голон Анжеликой, которую не вожделели, кажется, лишь слепоглухонемые паралитики мужского пола. Да ну и разве может быть иначе? Барышня хороша и, к тому же военное лихолетье не мешает ей прекрасно одеваться: за первую половину фильма она продемонстрировала как минимум три стильных ярких пальто.
По логике, с Роуз не должно было случиться ничего плохого. В перспективе был роман, замужество с любимым человеком, размеренная семейная жизнь. Но девушка не проста. Она сильна, может смотреть мужчине в глаза и сказать ему резкие в своей правдивости слова. Такое, оказывается, не прощается в ирландском обществе 40-х годов прошлого века. За смелость выбирать самой, за независимость героиня дорого заплатит. Чудовищные обвинения, электрошок, сумасшедший дом, потеря ребенка — все это случится в ее жизни. И опять же, в этот драматический нарратив словно с издевкой вплетаются эпизоды, наводящие на мысль вроде: «Как смешно и нелепо то, что сейчас происходит на экране». Даже сцена первой близости Роуз с ее возлюбленным кого-то заставит хмыкнуть — и это в интимный, трогательный момент!
Но самое забавное начинает происходить где-то за «экватором» картины. События разворачиваются так, что часть людей в зрительном зале осознают: они еще не убежали отсюда только потому, что попались на сериальный крючок, когда сидишь и ждешь, что один персонаж наконец покажет другому свою родинку на правой ноге и заплачет: «У тебя такая же! Да ведь я твой отец, разлученный с тобой много лет назад злой мамкой!» В случае со «Скрижалями» ждать приходится довольно долго. Герои прозревают не спеша. И когда один из них, уже сложив почти все пазлы истории, ничего до конца не понимает (или делает вид?) и шепчет: «Что здесь у вас происходит?», хочется с криком: «А то ты не соображаешь, что там у вас творится!» что-нибудь метнуть в него. Хотя бы скомканный билет на сеанс.
Но было бы неправильно заявить, что некоторую притягательность фильму придают лишь такие «мыльные» фишки. Очень сильный актерский состав, высокий класс вышеперечисленных профессионалов также не позволяют «Скрижалям» скатиться к условному оценочному штампу «Безнадежно». Еще одна причина прийти на этот фильм: отличная работа российского оператора Михаила Кричмана, постоянного соавтора режиссера Андрея Звягинцева. У Кричмана это первый англоязычный фильм и, надо сказать, дебют удачен.
Во всем остальном «Скрижали», увы, не дожали.