Однажды в Нью-Йорке
Текст: Жаннат Идрисова
Постер к/ф «Самый жестокий год»
О щемяще красивой, как сама жизнь, криминальной драме Джея Си Чендера — обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова.
Картина «Самый жестокий год» завтра, 17 сентября, выходит в российский прокат. Она не является киноновинкой, тем удивительнее, что широко презентуется у нас только сейчас. Хотя, конечно, есть что-то символическое в том, что лента с таким названием пришла к нам сейчас, когда многие готовы маркировать идущий к концу 2020-й как один из самых мрачных периодов десятилетия.
А титры на экране сообщают, что действие происходит в 1981 году в Нью-Йорке. Муж и жена Моралесы, Абель (Оскар Айзек) и Анна (Джессика Честейн) — выходцы из Латинской Америки, приехавшие в США в поисках счастья. Та самая американская мечта, неужели она не улыбнется им — красивым, трудолюбивым и, что немаловажно, законопослушным? Абель очень гордится тем, что идет правильным, поощряемым свыше путем, не нарушая установленных государством правил. И это притом, что он настоящий бизнесмен: примерно так же, как обыватель приходит в восторг от вкусной еды или выигрыша в лотерею, он радуется всякой удаче в своем деле — торговле топливом. «Нам должно повезти», — считают Моралесы, и поначалу судьба не спорит с ними в этом. Стабильная прибыль, хороший новый дом, дорогая элегантная одежда (к слову, Честейн перед съемками решила, что ее героине нужны вещи от Армани, художники по костюмам их предоставили). Полная гармония в отношениях, две славные дочки радуют душу и взор.
Кадр из к/ф «Самый жестокий год»
Правда, вести бизнес становится с каждым днем все труднее и даже опаснее: усиливающийся экономический кризис приводит к росту преступности, учащаются нападения на бензовозы компании и воровство топлива. Обращение Абеля к следователю прокуратуры Лоуренсу (Дэвид Ойелоуо) с просьбой о защите не приносит положительных результатов, более того, в ходе беседы выясняется, что Моралес сам подозревается в недобросовестном предпринимательстве и к нему вот-вот придут с обыском.
Кадр из к/ф «Самый жестокий год»
По всем канонам построения истории буря надвигается в самый неподходящий момент: герой начинает сделку, о которой мечтал много лет. Да, на протяжении долгого времени он страстно желал купить участок земли, который ее хозяева презрительно называет «загаженным», потому что он уставлен нефтяными бочками. Для Абеля эта территория — символ могущества, выход к морскому пути, возможность более широкой, соответственно, более прибыльной торговли. И как только он уплачивает задаток и дает владельцам обещание полностью закрыть сделку через 30 дней, на него сваливаются всевозможные несчастья. Кажется, что весь мир предает его, так что имя, созвучное библейскому Авель, как будто если и не сообщает об исходе фильма, то явно намекает на него.
Кадр из к/ф «Самый жестокий год»
Стоит отметить, что Оскар Айзек со своей ролью справляется очень хорошо — вдумчиво, наделяя персонажа неоднозначностью, играя полутонами. То же самое можно сказать о Джессике Честейн: ее Анна то мила и мягка, а то вдруг не просто выпускает когти — демонстрирует хищнический оскал, приводя в изумление даже супруга.
«Самый жестокий год» — из тех фильмов, которые можно пересматривать время от времени и каждый раз находить что-то новое в эстетике, в посланиях. Он как сама жизнь — неспешен и удивителен хорош демонстрацией несовершенства чего бы то ни было. Ненавязчиво призывает задуматься о том, что правильный путь иногда приводит к тому, что победа оборачивается проигрышем, что в какой-то момент приличный человек незаметно даже для себя самого превращается в чудовище.
Кадр из к/ф «Самый жестокий год»
Надо сказать, что социологи и эксперты киноиндустрии прогнозируют на ближайшие месяцы всплеск интереса не к драматическим, а к сугубо развлекательным картинам, объясняя это стрессом от глобального нашествия коронавируса. Однако, на мой взгляд, и такой жанр будет востребован. Кстати, не так давно в российский прокат вышла «Комната» Леонарда Абрахамсона (на днях состоялся ее цифровой релиз), заставляющая сострадать ее героям. Подобные истории тяжелы, зато рассказывают о том, как в непростых условиях выживать, сохраняя человеческое лицо и достоинство.