18+
26.06.2019 Тексты / Рецензии

​Сплошное паразитство

Текст: Жаннат Идрисова

Фотография: с сайта kinopoisk.ru

О великолепии тьмы в фильме-победителе Каннского фестиваля — обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова.

«Паразиты» южно-корейского режиссера Пона Джун-Хо выйдут в российский прокат 4 июля. Так что спустя неделю наши киноманы приобщатся к картине, которой 15 минут аплодировала стоя публика и жюри недавно прошедшего Каннского фестиваля.

Надо сказать, режиссер заслужил овации уже тем, что нашел весьма элегантный способ борьбы со спойлерами: фильм предваряет его видеобращение, в котором он доброжелательно просит зрителей сохранить сюжет и истории героев в тайне от тех, кому еще только предстоит посмотреть эту картину. «Я уверен, чем меньше люди будут знать о фильме, тем интереснее им будет смотреть», — говорит автор, усложняя тем самым работу рецензентам (ибо как рассказать о ленте, не обозначив сюжетной канвы?)

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Однако попробуем. В доме одной южнокорейской семьи поселились бедность и тараканы. Первое — оттого что ни у главы семейства, Ки-Тэка (Сон Кан-Хо), ни у его миловидной супруги Чун-Сок, кстати, когда-то известной спортсменки (Чан Хе-Джин), ни у их вполне взрослых сына Ки-Ву (Чхве У- Щик) и дочери Джи-Ян (Пак Со-Дам) нет работы. Второе вытекает из первого. Отчаянные попытки всех четверых достойно трудоустроиться каждый раз заканчиваются неудачей. Но однажды и Ки-Ву улыбается солнце жизни — приятель-студент (Пак Со-Джун) предлагает ему побыть репетитором, позаниматься английским языком с Да-Я (Юн Зисо), девушкой из состоятельной семьи. Паренек, три раза проваливший вступительные экзамены в университет, поначалу отказывается. Но потом нужда заставляет его сделать фальшивый диплом и перешагнуть порог богатого дома, когда-то построенного знаменитым архитектором.

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Ну, а то, что случится потом, каждому лучше увидеть собственными глазами. Зритель ощутит всю палитру эмоций: от веселья до глубокой горечи, между которыми — удивление, восхищение, презрение, страх, жалость. В это кино можно влюбиться примерно так же, как в лучшие работы Квентина Тарантино, чье влияние на южнокорейского режиссера, безусловно, чувствуется. Здесь есть и большая проблема современного общества, и идея, которая будет принята в любой стране, и отличный киноязык, гармонично впитавший по капле от разных жанров, и хорошая игра актеров.

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Фильм, который уместно сравнить с многослойным пирогом, никого не обвиняет прямо, он даже практически не дает оценок, предоставляя зрителю самому задаваться вопросами и искать на них ответы. Какова причина гена паразитарности? Почему он одинаково проявляется в абсолютно разных по социальному положению людях? Действительно ли паразитом способен стать каждый из нас и что может к этому подтолкнуть?

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Смех над героями здесь не уничижителен благодаря идее: несмотря на ошибки, ужасные поступки, каждый все равно заслуживает сочувствия. И да, простые бедные люди, по мысли Пона Джун-Хо, более достойны сострадания, ибо паразитизм не вытесняет из них полностью самое ценное человеческое качества — милосердие.

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

​«Сахар» — соль на раны сладкоежек?

Жаннат Идрисова

​Славный Коля и все-все-все

Жаннат Идрисова

​Алексей Леонов: «Время первых» — правдивый фильм

Жаннат Идрисова

​Тук, тук, сердца стук