18+
27.03.2019 Тексты / Статьи

​Кино с изумрудного острова

Текст: Жаннат Идрисова

Фотография: предоставлена Фестивалем ирландского кино

О новинках ирландского кинематографа — обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова.

«Лучшее» — так можно коротко охарактеризовать программу XII Фестиваля ирландского кино, прошедшего недавно в российской столице при поддержке Посольства Ирландии и Ирландского культурного фонда Culture Ireland. Москвичи получили возможность познакомиться с фильмами, которые организаторы определили как большое кино, собравшее у себя на родине солидную кассу.

В рамках фестиваля демонстрировались художественные, документальные и анимационные фильмы; я предлагаю обзор четырех игровых лент, способных, на мой взгляд, заинтересовать широкую публику и дать более полное представление о маленьком островном государстве с богатой историей и культурой, его жителях.

Фотография предоставлена Фестивалем ирландского кино


Открывался фестиваль блокбастером и абсолютным хитом ирландского проката «Черный 47-й» Лэнса Дэйли. Это, пожалуй, первая кинолента, рассказывающая о страшном бедствии в истории ирландского народа — Великом голоде, случившемся в середине XIX века.

Ее главный герой, уроженец Северной Ирландии Мартин О Фини (Джеймс Фрешвилл) возвращается в 1847 году в родные места из военного азиатского похода и находит свой дом опустевшим: кто-то из близких умер от голода, а кто-то был изгнан за долги. Многие земляки встречают его настороженно и даже неприязненно, ведь О Фини был наемником в войсках Британской империи — государства, много лет притеснявшего их страну. Для ирландцев неважно, что он пытался заработать денег для спасения семьи, они независимо от причин приравнивают связь с британцами к предательству. В то же время Мартин не стал своим и для англичан, поскольку никогда не заискивал перед ними.

Покинуть родину, уехав в Америку, или отомстить виновным в гибели родных? Для героя это будет нелегкий выбор, и он сделает его. А заодно и поможет своему бывшему сослуживцу, англичанину, констеблю Ханне (Хьюго Уивинг), который однажды спас ему жизнь.

«Черный 47-й» относится к фильмам, в котором динамичность сюжета и зрелищность талантливо объединены с глубиной и драматичностью. Но главное достоинство в том, что его интересно смотреть людям, далеким от истории Ирландии. Бурю эмоций вызывают кадры, в которых показано высокомерие и цинизм прибывших англичан, отчаяние и гнев терпящих нужду ирландцев. «Мы замечали бы красоту наших мест, когда ею можно было наесться», — бросает один из крестьян высокомерному лорду в ответ на утверждение «Вы не цените красот своей родины», и аристократ, возможно, впервые в жизни не находит что ответить.

Фотография предоставлена Фестивалем ирландского кино


Психологическая драма «Раскопки» режиссеров Райана и Эндрю Тохиллов, ставшая открытием Международного кинофестиваля в Торонто-2018, — непростая история молодого мужчины Ронана Каллахана (Мо Данфорд). Осужденный за убийство любимой девушки, он 15 лет проводит в тюрьме, а после возвращается в свой пустой дом. «Как жить дальше?» — над этим ему не приходится долго раздумывать. Дело в том, что отец убитой, Син МакКена (Лоркан Кранич), все эти годы пытался найти не обнаруженное полицейскими тело своей дочери, которую, как он считает, Каллахан зарыл в торфе недалеко от дома.

Ронан видит перекопанное во многих местах поле, встречается с почти обезумевшим от горя стариком и понимает: лучший выход в этой ситуации — помочь Сину. Он берет лопату и приступает к работе. Для него это важно еще и потому, что он не помнит деталей того рокового вечера, когда произошло убийство, настолько был пьян. Так что зрителю предстоит наблюдать поиск не только трупа, но и ответа на вопрос: «Кто убийца?»

Смотреть этот фильм непросто. Главному герою сопереживаешь, а в финале думаешь: справедливо ли, что на его долю выпали столь тяжкие испытания? «Мы ответственны за все, что происходит в нашей жизни» — эта часто забываемая нами истина становится ответом на мысли о незаслуженном наказании.

Фотография предоставлена Фестивалем ирландского кино


«Сезон измен» Марка о Роу — драма семейная, одна из лучших, снятых за последние годы в этом жанре.

Две семьи, проживающие по соседству в пригороде Дублина, чем-то схожи. Пары примерно одного возраста, материально благополучны. У тех и других по двое детей, посещающих начальную школу, только у Джима (Киллиан Мерфи) и Даниэль (Ева Бертистл) дочка и сын, а у Криса (Эндрю Скотт) и Ивонн (Катрин Уокер) — две девочки. Сходство помогает семействам сдружиться и вполне хорошо общаться до тех пор, пока...

Это фильм не только о семейном адюльтере. Это и о предательстве дружбы, и о пренебрежении во имя низменной страсти детьми. Ребята, кстати, здесь подчеркнуто показаны куда более честными, чем их родители. Напоминание о том, что потакание собственным темным сторонам заводит в тупик, — это тоже о «Сезоне измен».

«Тонкая, чуткая сюжетная линия с изящными сценами, проникновенными разговорами и чувственной игрой известных ирландских кинозвезд сделает любого зрителя настоящим романтиком» — с этим описанием на сайте кинофестиваля трудно поспорить.

Фотография предоставлена Фестивалем ирландского кино


Молодежная комедия «Харт-метал» — своего рода, мастер-класс режиссера Хью О Коннора на тему «Как снимать симпатичное кино для тинейджеров?» В самом деле, как? Перефразируя известное высказывание Станиславского: «Так же, как и для взрослой аудитории, только еще лучше». Берется девичья (или юношеская проблема), создается конфликт, добавляется качественный юмор, задорная музыка, толика секса, много доброты, все это лакируется в меру назидательным финалом. Исполняется хорошими актерами. Готово!

А теперь детально: главная героиня фильма, старшеклассница Шантал (Джордан Джонс), страдает от своего несоответствия общепринятым представлениям о красоте, уме, таланте. Она интроверт, у нее нет друзей, исключение — Гарри (Шон Дойлс), такой же как и она изгой в среде жизнерадостных румяных сверстников. В отличие от большинства людей Шантал любит рок, сама что-то сочиняет и даже пробует исполнять. Поскольку музыкальный жанр требует соответствующего образа, то и выглядит девушка как участница хэллоуиновской вечеринки: смоляные волосы, густо подведенные глаза, черные губы, пирсинг в носу. Такой вид многих отпугивает, и девушке от этого нередко грустно.

Ситуация усугубляется тем, что перед глазами у нее постоянно маячит всеобщая любимица, милашка и душа компании — родная сестра Эмма (Леа Макнамара), гламурная блондинка, ведущая бьюти-блога и будущий предприниматель. Сестры, к великому огорчению родителей, часто ссорятся, а порой и враждуют... Во что это в итоге выливается? Финал, как это часто бывает в фильмах развлекательного толка, предсказуем, но все же пару «кроликов в шляпе» создатели для нас припасли.

Здесь одну из небольших, но важных ролей играет Мо Данфорд, так что у зрителей была возможность сравнить его в «Раскопках» и в «Харт-Метале» и убедиться: он актер, которому подвластен большой диапазон образов.

Эти разные по жанру и содержанию фильмы объединяет одно: они стоят потраченного времени. Увлекательные, с хорошими сюжетами и характерными героями, заставляющие задуматься о важных вещах. Возможно, вскоре многие появятся в российском прокате, и тогда постарайтесь посмотреть их — не пожалеете.

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

Эксперты: Спецрепортаж — не документалистика!

Жаннат Идрисова

​Тук, тук, сердца стук

Жаннат Идрисова

​Семь знаковых фильмов о джазе

Жаннат Идрисова

​Лекарство против смерти