18+
26.02.2016 Тексты / Рецензии

​«В центре внимания» — сиди и смотри

Текст: Жаннат Идрисова

Фотография с сайта kinopoisk.ru

Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о предельно искреннем фильме Тома МакКарти «В центре внимания».

Картина режиссера МакКарти, недавно вышедшая в российский прокат и рассказывающая об одном из самых громких в США сексуальных скандалов, участвует в «оскаровской» гонке. У нее целых шесть номинаций, включая главную — «Лучший фильм». Несмотря на это, она может не привлечь особого внимания кинозрителей: много других интересных новинок, вышедших на экран, составляют ей конкуренцию. Между тем подобные ленты следовало бы помечать грифом «Смотреть обязательно». Смотреть, даже если больно и неприятно. Смотреть журналистам, редакторам, просто зрителям, особенно родителям. Смотреть всем.

Фильм «В центре внимания», основанный на реальных событиях, повествует о, без преувеличения, выдающемся, расследовании журналистов ежедневной бостонской газеты The Boston Globe (за эту работу репортеры были удостоены Пулитцеровской премии). Некоторая публицистичность (иногда кажется, что на экране — документалистика) заставляет думать, что вымысла здесь меньше, чем в других так называемых реалити-картинах. Возможно, это действительно так. Значимый штрих: по словам режиссера Тома МакКарти, многие занятые в фильме актеры познакомились с прототипами своих героев и старались побольше общаться с ними, чтобы создать живые, убедительные образы.

Сама история такова. США, 2001 год. В The Boston Globe приходит новый главный редактор Марти Бэрон (Лив Шрайбер). Журналисты перешептываются: «Слышали что-нибудь о новом, что скажете?» «Говорят, не бостонский», «Подарим ему карту», «Вроде бы любитель сокращать штаты».

Фотографии с сайта kinopoisk.ru
1 3

Бэрон однако проявляет доброжелательность, а также хватку хорошего газетчика. Глава отдела спецрасследований Роберт Уолтерс (Майкл Китон) получает от него непростое задание — подготовить материал о сексуальных домогательствах бостонских католических священников в отношении детей-подростков из неблагополучных семей. Уолтерс и трое его подчиненных (Майк Резендес — Марк Руффало, Саша Пфайффер — Рэйчел МакАдамс и Мэт Кэрролл — Брайан Д'Арси Джеймс), поначалу недоумевают: «Судиться с католической церковью, выиграть у которой — один шанс из ста? Вызвать негодование подписчиков-католиков, количество которых превышает треть от общего числа?» — эти и другие вопросы вертятся у них в голове. Однако Бэрон настаивает: «Это весомая история для местной газеты» и добавляет: «Глава католической церкви, кардинал Бернард Лоу, скорее всего, знал о происходящем, но закрывал на это глаза». Реплики о том, что публикации на эту тему уже были в The Boston Globe, главный редактор перекрывает убедительным: нужен удар не по отдельным лицам, а по всей системе.
Примечательно, что позже происходит первая встреча Лоу и Бэрона. Кардинал с виду мил и радушен: «Меня всегда восхищали СМИ, я сам учился журналистике... Если я могу вам чем-то помочь, обращайтесь, немедля. Я считаю, это во благо городу, если церковь работает в связке со СМИ» Редактор в ответном слове вежлив, но тверд: «Спасибо, но я лично считаю, что СМИ лучше свою роль выполняют, если работают сами по себе».

Репортеры начинают расследование, и чем глубже они погружаются в тему, тем больше понимают, что священники-педофилы — это не просто проблема в масштабах Бостона, это катастрофа мирового уровня. Сначала они получают материалы об извращенце в рясе по имени Гэган. Позже появляется информация о том, что таких церковников в городе — не меньше 13. А еще через некоторое время газетчики потрясенно изучают документы, из которых явствует, что примерно 90 бостонских служителей церкви на протяжении многих лет калечили детей, пользуясь их доверчивостью и беззащитностью. «Важно понять, что это дело не только в физическом изнасиловании, это и духовное изнасилование, — рассказывал журналистам молодой католик Фил Солиано, один из тех, кто в детстве пострадал от педофилов, лидер объединения „Выжившие". — Когда священник так поступает, он лишает вас веры. И вы начинаете пить или колоться. Или прыгаете с моста. Вот почему мы называемся „Выжившие"».

С выражением отчаяния и боли на лице Фил почти кричит о том, что это крупное дело, затрагивает не только Бостон, но всю страну, весь мир, и «тянется прямо к Ватикану».

Общаясь с другими жертвами насилия, выпытывая по долгу службы все подробности, газетчики в полной мере осознают, насколько страшно то, что произошло с их собеседниками. И неважно, какая у подростка сексуальная ориентация: для мальчика, осознающего свою гомосексуальность, изнасилование так же омерзительно, как и для обычного парнишки.

Фотографии с сайта kinopoisk.ru
1 2

К слову, в фильме очень хорошо показано, как работают звезды журналистики: как они собирают материал, проверяют и сводят данные, общаются с людьми, среди которых есть, мягко говоря, не очень приятные личности. При этом нет слащавой лакировки действительности — честно показаны и роковые ошибки профессионалов. Эпизод, когда выясняется, что один из журналистов мог привлечь широкое внимание к отвратительному нарыву на теле общества еще двадцать лет назад, но ничего не сделал из-за собственной беспечности — один из самых впечатляющих.

Преодолеть заговор порочных церковников, продажных адвокатов, судьей и чиновников непросто, но журналистам спецподразделения The Boston Globe это удается. Материал выходит в срок и становится настоящей бомбой — не потому, что о бесчинствах священников мало кто знал, а потому что долгие годы проблема замалчивалась. Преступники покупали лояльность тех, кто мог отправить их в тюрьму, а жертвы и их близкие не поднимали шума из-за чувства стыда и вины. Так что работу отдела бостонской ежедневки можно назвать если не подвигом, то настоящим гражданским поступком — учитывая то, как опасно публично критиковать церковь. По мне, у фильма лишь один серьезный недостаток. Он заключается в том, что журналистов пугают расправой мстительных церковников, но потом эта тема не получает развития. То есть, выходит, что это «ружье» не выстрелило.
Почему этот фильм стоит посмотреть журналистам? Кому-то — для того чтобы узнать, как работают зарубежные профессионалы, поучиться чему-то, кому-то — для оживления воспоминаний о собственных успешных расследованиях (это очень приятно и волнительно). И всем, конечно, стоит в очередной раз убедиться: иногда болевые точки становятся явными лишь после того, как о них расскажут в авторитетном издании.

Для чего «В центре внимания» нужен родителям? Это очень мощное послание «Берегите детей!», чрезвычайно актуальное и для России. У нас тоже проводились подобные расследования, в частности, журналисты «Новой газеты», поднимали тему педофилии, детской порнографии и проституции в России. Они отмечали: положение дел у нас страшное, а нити тянутся не только в притоны Подмосковья, отдаленные уголки Интернета, но и в коридоры Госдумы, залы судов и церквей, элитные квартиры. Можно найти в Сети статью «Пол любви», это очень жесткий материал, предупреждаю, но с ним стоит ознакомиться.

Посмотрите, почитайте, узнайте. И запомните. Подобное поможет уберечь детей.

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

​«Училка»: выстрел вхолостую

Жаннат Идрисова

​«Выживший». Месть приказала дольше жить

Жаннат Идрисова

​«Игра на понижение»: как гений зарабатывал на крахе

Жаннат Идрисова

​Две страны, две любви, ну а сердце, увы...