Мистический театр «У Моста»
Текст: Фазир Муалим
Фотография: Предоставлена фестивалем МакДонаха / Евгений Тернавский
О принципах режиссерской работы Сергея Федотова рассказывает поэт и театральный критик Фазир Муалим.
В начале месяца в Перми прошёл очередной, четвёртый, Международный театральный фестиваль МакДонаха. Это событие примечательно тем, что раз в два года центр города по левую сторону от Камы в районе театра на целую неделю превращается в маленькую Ирландию. В этом году, несмотря на сложности из-за пандемии, было представлено более двадцати спектаклей российских и зарубежных коллективов. В течение дня зритель мог увидеть две-три разных сценических версий «Сиротливого запада», «Безрукого из Спокэна» или «Калеки из Инишмана». По итогам фестивальной недели Гран-при получил Ирбитский драматический театр с постановкой режиссера Сергея Федотова «Красавица из Линэна», единодушно отмеченной жюри и зрителями как значительное художественное событие фестиваля. Ну и, конечно, не упущу возможности лишний раз упомянуть, что три моих любимейших актёра театра «У Моста» — прекрасные в своём даровании Марина Шилова, Сергей Мельников и Василий Скиданов — получили специальные призы жюри, самые тёплые отзывы и бурные аплодисменты зрителей.
На фото С. Мельников / Павел Балакин
Вот, пожалуй, и всё, что я, короткопамятливый, могу вспомнить о событийной части фестиваля, спустя почти месяц по завершении его. Однако это вовсе не означает, что «всё прошло, прошло, прошло» и бесследно пропало. Подзабытое событие не канет в небытие — оно просто растечется по вечности, делаясь гуще, ароматнее и обнажая свои неожиданные стороны, потайные смыслы. Да здравствует разлапистое беспамятство и ветвистое запамятование, дающие импульс нашему воображению! — таким девизом хочу я сегодня руководствоваться. Потому что буду высказывать очень сомнительные предположения и проводить спорные параллели, которые возникли в моей голове, пока я наблюдал жизнь фестиваля.
Театр «У Моста» критики давно уже окрестили мистическим театром. Но что это означает? В первую очередь, конечно, речь идёт о репертуаре. Гоголь, Булгаков, Достоевский, Шекспир — «Панночка», «Вий», «Мастер и Маргарита», «Преступление и наказание», «Гамлет», «Макбет». И даже на первый взгляд самые в этом плане «беззубые», то есть весёлые, пьесы, как «Ханума», «Двенадцатая ночь» или «Женитьба», если не приобретают зловещий оттенок, то, точно, окутываются некоторой дымкой таинственности и загадочности. Какими средствами подобный эффект достигается — секреты режиссёра, над которыми ломать головы любопытствующим критикам и любознательным театроведам. Я же как простой зритель, вооружённый всего лишь, за исключением бинокля, чутким ухом и восприимчивым сердцем, обратил внимание на несколько штрихов, которые, лежат на поверхности. Прежде всего это работа со светом. А вернее, сказать — с темнотой и полумраком. Ведь именно тьма — естественное состояние мира, а не освещённость. Я нигде больше не видел такой насыщенной, говорящей, настоящей, жизнеутверждающей тьмы, как на сцене театра «У Моста». Временами, когда смотришь игру актёров в спектакле, складывается впечатление, что ты сидишь в почве и по движениям корней растений угадываешь цветение, аромат и колыхание стволов наверху.
Другая отличительная черта «У Моста» — особая манера актёров говорить. Странная, певучая, слегка монотонная. Как будто все согласные звуки во рту пытаются стать гласными. Но в то же время совершенно чёткая, слышимая речь.
«Зверь» /Предоставлена фестивалем МакДонаха / Ольга Швецова
Впервые о феномене федотовского театра заговорили после спектакля «Зверь» по пьесе М. Гиндина и В. Синакевича. В 1990 году в Тюмени на фестивале «Рампа дружбы» он получил Гран-при, и с тех пор вот уже тридцать лет как не сходит со сцены.
Как правило, когда говорят о мистике, предполагают разного рода чертовщину, бесовщину и всякую другую нечисть, так или иначе присутствующую в спектаклях. Однако, на мой взгляд, самое мистическое, чудесное и загадочное, что есть в мире — это человеческая жизнь. И чем точнее и полнее она отражена на сцене, тем «мистичнее» театр. А Федотов — если прислушаться и присмотреться, несложно заметить — прорабатывает каждую крохотную деталь декорации, прорисовывает мельчайшее движение тела актёра и ставит тончайшие нюансы голоса.
Однако я хочу обратить внимание не только на результаты профессиональной деятельности (то есть готовый спектакль и репетиции к нему), но и на методы этой работы и организацию нестихаемо активной жизни вокруг неё. Мне они напоминают принципы духовных практик. В частности, суфийских общин. Не смейтесь, но если отвлечься от формальных, признаков и внешних проявлений и сосредоточиться на сути проводимой работы, то Сергея Федотова легко принять за суфийского шейха, а его учеников-актёров — за мюридов. Да в общем-то ничего смешного тут нет, потому что все истинные учителя, каких бы философских, религиозных и метафизических воззрений они ни придерживались, действуют по схожей схеме. А их личные качества поразительным образом оказываются тождественны — скромность, удивительная простота в общении, независимо от социального статуса собеседника, безудержная энергия и неутомляемость. Недаром время от времени режиссёр в различных интервью проговаривается об интересе к практикам шаманов, дервишей и иных так называемых людей Пути. Кстати, не удивлюсь, если вдруг встречу Сергея Павловича в круге вращающихся дервишей где-нибудь в Коньи в белом широком одеянии и с чёрной высокой сикке (специальной шапке) на голове, определенным образом кружащегося, обмениваясь энергией с космосом. Иначе как этот человек не истощается и восстанавливается — не понятно.
На фото Марина Шилова / Предоставлена фестивалем МакДонаха / Валерий Неукрытый
Ещё одна немаловажная характеристика, роднящая режиссёра с шейхами — принцип, по которому тот набирает последователей. Есть известная суфийская формула, обращённая к тем, кто встал на путь Истины: «Ищите — и вас найдут». В соответствии с ней не учитель выбирает ученика, а ученик — учителя. Суфийская дарга (обитель) открыта для всякого человека в любое время суток. Один приходит и, покорённый новым опытом, остаётся в ней навсегда, другой же, удовлетворив любопытство, скоро уходит и больше не возвращается. Точно так же происходит набор новых актёров в «даргу» Сергея Федотова. Я удивился, когда узнал, что режиссёр принимает на сцену любого желающего играть. Даже с улицы. Кто почувствует, что ввязался не в своё дело, тот, пожив немного в театре, уйдёт сам. Но есть и те среди пришедших с улицы, для кого театр становится судьбой. Таков, например, ведущий актёр театра Владимир Ильин, с которым тридцать два года назад, тогда ещё на правом берегу Камы Сергей Федотов начинал свой путь «У Моста».
«Путей на свете столько, сколько сердец человеческих» — звучит ещё одно популярное среди суфиев выражение. Однако иногда задумываешься: а не ещё ли больше?